Страница 2 из 3
Миф об «электронной хрестоматии» как панацее от тенденциозности
Одна из объективных проблем любого преподавателя истории — проблема
неоднозначности трактовок исторических событий и оценки исторических
персоналий. Некоторые специалисты предлагают попытаться снять эту
проблему, отказавшись от учебников и создав «медиатеку» — своего рода
электронный аналог хрестоматии. Автор статьи «Компьютерный учебник или
медиатека?» («КвШ» № 4, 2000) Дмитрий Алхазашвили убежден, что создание
обширного «электронного склада» информации снимет проблему
тенденциозности, поскольку в этот склад могут быть помещены материалы,
отражающие все существующие трактовки исторических событий.
Нам эта позиция представляется ошибочной. Любая хрестоматия по
истории ничуть не менее тенденциозна, чем учебник. Один и тот же
исторический персонаж только путем соответствующего подбора достоверных
документов может быть представлен и как «добренький дедушка Ленин» и
как жестокий узурпатор власти. Попробуйте сравнить хрестоматии по
Отечественной истории, изданные в начале 80-х, с хрестоматиями начала
90-х!
На наш взгляд, тенденциозность хрестоматии даже более опасна,
поскольку ее составитель имеет возможность не высказывать свою позицию
прямо, а протаскивать ее исподволь, скрываясь под маской позитивизма,
безоценочности.
Хрестоматийный подход к преподаванию истории (отказ от использования
учебников) разрабатывается (под тем же самым лозунгом объективности и
позитивизма) уже более ста лет, но он так и не сумел снискать широкого
признания среди школьных учителей. Мы убеждены, что и на новой
технической базе «хрестоматийный позитивизм» останется на обочине
школьной педагогической практики.
Авторы учебника, излагая свою позицию по наиболее принципиальным
проблемам, обязаны упоминать и иные точки зрения, широко принятые в
среде современных специалистов. В первую очередь это относится к
вузовским учебникам, но отчасти — и к школьным.
Между прочим, для того и существует федеральный экспертный совет по
школьным учебникам и пособиям, чтобы специалисты разных методических
школ и политических взглядов могли «обтесать» учебник, высказав свои
конкретные пожелания его авторам и даже настояв на необходимых
доработках. Именно в результате прохождения через это «чистилище»
школьные учебники должны избавляться от всяческих кренов, приобретая
необходимую меру позитивизма.
К сожалению, электронные учебные пособия очень редко бывают
представлены на строгий суд экспертов-историков. Только этим можно
объяснить многочисленные чудовищные «ляпы», с которыми приходится
сталкиваться. Речь идет не об опечатках, а о глобальных ошибках,
ведущих к принципиальной непригодности многих (даже добротных) изданий.
Например, одно московское электронное издательство умудрилось выпустить
в 1999 году сразу два программных продукта по истории, претендующих на
проникновение на школьный рынок, но ориентированных на линейную
структуру школьной программы, отмененную еще в 1995 году... Если бы эти
издания были своевременно показаны специалистам, знакомым с
сегодняшними школьными реалиями, подобной накладки удалось бы избежать.
А что касается работы с документами, то эта форма, почти выпавшая из
школьной практики в результате уплотнения программ при переходе на
концентрическую систему, нам представляется очень важной (если ее не
абсолютизировать). Печально, что хрестоматии по истории почти перестали
издаваться. Мы солидарны с С. Поляковым, автором статьи «История,
опрокинутая в будущее» (Школьное образование № 1, 2000), что ни один
школьный учебник не должен получать гриф экспертного совета, пока он не
обеспечен хрестоматией. Другое дело, что пара из бумажного учебника и
обучающей программы, выполняющей, среди прочих, и функцию хрестоматии,
нам представляется более перспективной. Тем более, что привязка
документов к конкретным местам мультимедийных лекций сильно повышает
шансы на то, что эти документы будут прочитаны учениками.
Интеграция документов с внутрилекционными тестами даже гарантирует,
что ученик будет вынужден изучить предлагаемый ему документ.
Одновременное изучение противоречивых документов (например,
высказываний Е. Гайдара и Г. Зюганова по одной и той же проблеме)
позволит сделать курс более плюралистичным, не раздувая объем основного
учебного материала.
Миф о «программах-репетиторах»
Еще один феномен, характерный для рынка образовательных электронных
изданий и имеющий, как нам кажется, чисто «коммерческие» корни, состоит
в том, что создатели обучающих программ очень часто нацеливают свои
разработки на заключительный этап учебы — непосредственную подготовку к
экзамену. Очевидно, что программы–«репетиторы», обещающие наверстать
упущенное и «сотворить чудо за два-три дня» имеют наилучшие шансы на
рынке. Нередко авторы «чудо-программ» ссылаются на некие сверхновые
таинственные методики, не требующие от ученика почти никаких усилий.
Необходимо напомнить, что любая попытка использовать за два-три дня до
экзамена в качестве основного инструмента обучения даже добротную
обучающую программу может быть и не бессмысленна, но наверняка вредна
для здоровья ребенка. Ведь если с книгой и конспектом ученик,
готовящийся к экзамену, вполне способен продуктивно заниматься по 8-10
часов в день, то проводить столько времени перед экраном монитора —
категорически недопустимо. Санитарные нормы в принципе не позволяют
использовать компьютер в качестве основного инструмента при интенсивных
занятиях накануне экзамена. На наш взгляд, обучающая программа должна
быть инструментом для регулярных, систематических занятий, проводимых
небольшими порциями в течение достаточно длительного времени (в идеале
— всего учебного года). Только такие занятия с компьютером допустимы
сегодня с эргономической точки зрения.
При обычном прохождении двух параграфов (уроков) курса истории
России в неделю сильный ученик проводит перед экраном компьютера
суммарно менее двух, а слабый, но упорный — порядка трех-четырех часов.
Очевидно, что продолжительность ежедневных занятий может при этом не
превышать и двадцати-тридцати минут, что снимает проблему соблюдения
самых жестких (и уже несколько устаревших) санитарных норм.
Полагаем, что на этапе повторения пройденного материала и
непосредственной подготовки к экзамену традиционная форма (чтение
печатного текста обычного учебника) более предпочтительна, чем работа с
компьютером. Другое дело, что ученик, перечитывающий текст, однажды уже
воспринятый им через образы, в ходе работы с мультимедийной программой
получит большую пользу, чем тот, который в процессе обучения
ограничился лишь работой с книгой. Тут уместна аналогия с кино и
театром. Если после просмотра яркого кинофильма или спектакля
перечитать положенное в его основу литературное произведение, то перед
глазами невольно встанут живые герои, «зазвучат» их голоса, музыка и т.
д. В данном случае при чтении учебного текста, положенного в основу уже
изученного мультимедийного курса, через невольную активизацию различных
видов памяти лучше возвращаются подзабытые знания.
|