ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи об учебниках издательства "Клио Софт" arrow "Мультимедийный курс Истории России. Новые возможности."
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Т.C. Антонова, А.Л. Харитонов

"Мультимедийный курс Истории России. Новые возможности."

Материалы конференции "Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании".

 

Текст тезисов доклада: 

 

 

Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов (Москва)

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КУРС ИСТОРИИ РОССИИ.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Компьютерный курс "История России: XX век" (подробнее см. [1-5]) состоит из 4 компакт-дисков и брошюры. Он содержит 278 мультимедийных лекций (более 24 академических часов дикторского текста, более 6000 иллюстраций, более двух часов озвученной кинохроники). Изучение каждого из 54 параграфов заканчивается тестированием и выставлением оценок (более 1200 тестов, кроссвордов и т.п.). Предусмотрено три уровня сложности. Курс снабжен обширным справочным материалом: более 700 персоналий; подробная хронология; терминологический словарь; более 30 анимированных карт; более 700 документов; более 70 звуковых документов. Имеется полнотекстовая поисковая система. Курс широко и успешно применяется в учебном процессе [3, 6, 7], причём его используют как в сельских школах Сибири, так и в элитных колледжах Кембриджа. Это первая и пока единственная компьютерная программа, включённая в федеральный перечень учебников РФ. В 1998 и 1999 годах курс истории России XX века дважды признан (по результатам опросов 1000 и 1500 специалистов на международных конференциях-выставках "Информационные Технологии в Образовании") "лучшей учебной программой по гуманитарным дисциплинам".

Компьютерный учебник устроен так, что вносимые в него усовершенствования (и содержательные, и программно-методические) могут быть присоединены к исходной версии без замены однажды приобретенного комплекта компакт-дисков. Бесплатные обновления выкладываются на сайт www.history.ru ежемесячно.

  1. Курс дополняется новыми материалами (документами, персоналиями, иллюстрациями), постоянно расширяется хронологическая таблица и т.д.
  2. Программа совершенствуется в методическом плане, наращивается ее интерактивность и эффективность системы оценки знаний.

В первоначальной версии учебника лекции представляли собой как бы монолог преподавателя, который ученик имеет возможность в любую секунду прервать с целью получения той или иной дополнительной информации по изучаемому сюжету (познакомиться с биографией политического деятеля, определением термина, текстовым или звуковым документом, диаграммой и т.д.). О наличии дополнительной информации в соответствующем месте лекции сигнализируют "бегущие строки" – подсказки. Опыт показал, что при прослушивании лекций нерадивые ученики склонны игнорировать "бегущие строки" и нередко отвлекаются. Конечно, к концу изучения параграфа пробелы в знаниях выявляются. После тестирования программа ставит ученику заслуженную им оценку и снимает "галочки" с плохо усвоенных подпараграфов. Но время упущено. Если ученик хочет исправить оценку, он должен прослушать часть мультимедийных лекций ещё раз. Для реализации более оперативной обратной связи, моделирующей методические приёмы опытного преподавателя при объяснении учебного материала, в лекции встроены специальные контрольные вопросы, которые:

  • побуждают к внимательному и вдумчивому настрою при прослушивании основного учебного материала (в этом случае ответ на вопрос может содержаться в только что прослушанном фрагменте лекции, в подписи к только что показанной фотографии и т.п.);
  • побуждают к добросовестному изучению рекомендованного дополнительного материала (в этом случае ответ на вопрос может содержаться, например, в документе, о котором сигнализировала "бегущая строка", а также в определении термина, в биографии и т.п.);
  • играют роль небольшой паузы для отдыха, "структурирующей" лекцию (в этом случае преамбула к несложному так называемому контролирующе-обучающему тесту может содержать любопытную дополнительную информацию).

При неверном ответе на внутрилекционный тест ученик вынужден заново прослушать фрагмент лекции, содержащий ответ. Затем вопрос (или его вариант) задаётся повторно.

Значительное увеличение количества вопросов в итоговом тестировании (с 600 до 1200) позволяет обновлённой версии программы предлагать ученику при каждой попытке тестирования разный набор вопросов, что повышает достоверность оценки знаний. Теперь, даже если учащиеся занимаются с программой по очереди (например, в медиатеке) и могут "обмениваться опытом", то это не позволит им обманывать преподавателя и получать более высокий балл, чем они реально заслуживают.

Мы видим своей целью создание комплексных обучающих программ по истории, реализующих замкнутый алгоритм обучения (процесс изучения учебного материала -> контроль усвоения пройденного -> выявление плохо усвоенного материала и побуждение к его повторению). При этом полагаем, что настало время отказаться от традиционного восприятия компьютера, как инструмента для обработки информации с факультативными мультимедийными возможностями. В обучающих программах мультимедийные возможности могут и должны играть не меньшую роль, чем в современных компьютерных играх. Центральным элементом нашего курса являются мультимедийные лекции, при построении которых мы постарались гармонично соединить свой прошлый педагогический, кинематографический и программистский опыт. Современные компьютеры позволяют задействовать для достижения методических целей очень многие технические и художественные приёмы, десятилетиями отрабатывавшиеся в кинематографе. Эстетическое и эмоциональное воздействие на учащегося представляется не менее важным, чем воздействие чисто информационное. Комбинированный, мультимедийный подход, основанный на восприятии учащимся не просто информации, а информации в форме образов, обеспечивает получение более глубоких и "долгоживущих" знаний. Этот путь, безусловно, очень трудоёмок, но мы уверены в его правильности.

Учителя истории, если им дать возможность лично и обстоятельно разобраться с имеющимися на рынке электронными изданиями, отдают явное предпочтение именно тем продуктам, в которых ключевую роль играют мультимедийные лекции (см. таблицу, опубликованную в Интернет http://www.history.ru/anketa.htm).

ЛИТЕРАТУРА

  • Антонова Т.C., Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник "История России. XX век". "Преподавание истории в школе" № 4, 1998.
  • Антонова Т.C., Харитонов А.Л. Мультимедийный или гипертекстовый учебник? (на примере компьютерного учебника "История России: XX век"). Материалы VIII Международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". Москва, 3-6 ноября 1998 г.
  • Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Первый компьютерный учебник по истории. Отработка методики и опыт применения в школах. "Преподавание истории в школе" № 6, 1999
  • Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Концепция мультимедийного учебника истории.//Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ. Сб. ст. под ред. В.Н. Сидорцова, Е.Н. Балыкиной. - Мн.: БГУ, 1999. (Педагогические аспекты исторической информатики; вып. 1)
  • Харитонов А.Л., Антонова Т.С. Сетевая версия мультимедийного учебника "История России: XX век". Материалы X Международной конференции "Применение новых технологий в образовании". 30 июня - 3 июля 1999 г., Троицк.
  • Гребнева М.И. Актуализация исторических знаний путём использования новых информационных технологий. Материалы IX Международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". Москва, 9-12 ноября 1999.
  • Соловей Л.И. Компьютер на уроке истории в старших классах. Материалы IX Международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". Москва, 9-12 ноября 1999.
  •  

     

    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
    Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

    Комментарии

    Powered by AkoComment 2.0!

     
    Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.014312 с. Яндекс.Метрика