ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи об учебниках издательства "Клио Софт" arrow "Первый компьютерный учебник по истории. 20 месяцев спустя"
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
История России: XIX век

Rambler's Top100

Т.C. Антонова, А.Л. Харитонов

"Первый компьютерный учебник по истории. 20 месяцев спустя"

"Преподавание истории в школе", #6, 1999.

 

 

Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов

ПЕРВЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ УЧЕБНИК  ИСТОРИИ 20 МЕСЯЦЕВ СПУСТЯ [1]

(отработка методики и  опыт применения в школах)

 

Прошло около полутора лет после выхода в свет первого федерального компьютерного учебника по истории России ХХ века. На страницах журнала “Преподавание истории в школе” уже публиковался обзор этого необычного продукта,  состоящего из 4-х CD-ROM и брошюры, и описывалась примененная в нем методика.[2] За это время авторский коллектив принял участие в многочисленных образовательных выставках, конференциях, предметных семинарах-практикумах, где не только демонстрировался компьютерный учебник, но и конструктивно обсуждались вопросы методического и практического характера. Приверженцы смелого внедрения новых технологий в учебный процесс поделились своим, пока еще небольшим, опытом применения мультимедийного курса на уроках истории, дали ценные советы, позволившие отшлифовать предложенную методику. Результатом анализа и обобщения материалов этих дискуссий, обмена опытом использования компьютерного учебника на уроках истории и явились те соображения и информация, которыми авторы данной статьи хотели бы  поделиться с читателями  журнала.

В последнее время явно прослеживаются три методических подхода к применению компьютерных программ в учебном процессе.

Приверженцы первого, выступая принципиальными противниками приобретения систематических знаний с помощью компьютерных обучающих программ (другими словами - противники создания компьютерных учебников), считают, что компьютерные технологии должны лишь помогать получить быстрый доступ к необходимой информации. Лучший учебник, по их мнению - энциклопедия, когда у тебя в руках большой объем информации, которую можно отсортировать, обобщить, собрать по совокупности нужных только тебе признаков.

Второй подход основывается на признании возможности получения систематических знаний с помощью “гипертекстовых учебников”, создаваемых по  технологии, близкой к электронным энциклопедиям. Эти учебники по существу состоят из того же текста "бумажного" учебника, только с гиперссылками (выделенными в тексте словами-кнопками, которые позволяют оперативно переходить от одних фрагментов текста к другим, просмотру различного рода иллюстративного материала и т.д.). Обычно, по аналогии с электронными энциклопедиями, гипертекст является многоуровневым, то есть позволяющим до бесконечности переходить от сюжета к сюжету при помощи гиперссылок. Некоторые “гипертекстовые учебники” содержат блоки контроля знаний - тесты. Однако при этом обычно не удается реализовать обратную связь между тестами и основным изложением курса, то есть отсутствует замкнутый алгоритм обучения (процесс изучения учебного материала à контроль усвоения пройденного à выявление плохо усвоенного материала и побуждение к его повторению).

Авторами данной статьи предлагается третий подход (в рамках именно этого методического подхода создан компьютерный учебник по истории России ХХ века), который, с одной стороны, аккумулирует в себе рациональные зерна двух первых, а с другой, имеет существенные от них отличия. По ряду позиций нами высказывается явное несогласие с двумя вышеназванными подходами.

Что касается текстов, как наполнения мультимедийных изданий, то они, разумеется, необходимы, прежде всего, в изданиях справочных, не предназначенных для чтения “от корки до корки”. В учебниках, которые “по определению” нужны для достаточно длительного систематического изучения, требуется искать более эгрономичные формы преподнесения учебного материала, чем просто текст. Солидаризируясь с точкой зрения относительно возможности получения систематических знаний с помощью компьютерных учебников, мы являемся принципиальными противниками чтения с экрана монитора длинных текстов. Это, по мнению специалистов, наносит большой вред здоровью. Читать надо книги (заметим, что даже бумажные учебники печатают крупным простым шрифтом).

С точки зрения эргономики очень многие современные обучающие и развивающие программы не выдерживают никакой критики. Польза от них несоизмерима с тем вредом, который они наносят зрению детей. Поясним упрощенно, для не знающих технические параметры компьютеров. Удобочитаемость текстовой информации на экране типичного современного монитора с точки зрения утомляемости глаз хуже, чем у убористых каракулей в миниатюрных шпаргалках-“гармошках”. Дело в том, что у экранных шрифтов очень крупное зерно, и именно это, в сочетании с мерцанием и прочими прелестями, утомляет зрение и повышает вероятность развития близорукости и других заболеваний. Компьютерные игры не относится к числу занятий, которые мы считаем полезными, но вынуждены признать - мультимедийные игры гораздо менее вредны для зрения, чем чтение длинных текстов с экрана монитора. Игрокам не приходится напрягаться для разглядывания мелких деталей, поскольку игры обычно оперируют достаточно крупными графическими образами и звуковой информацией. Идеальной, с эргономической точки зрения, является обучающая программа, по уровню нагрузки на зрение приближенная к мультимедийным играм. В ней должно быть минимум особенно вредного для зрения текста и максимум графических образов и звуковой информации. Именно такую программу мы и постарались создать.

Авторы издания назвали свой подход к созданию компьютерных учебников "кинематографическим". Появление мультимедийного курса истории России - это результат соединения кинематографического подхода и возможностей современных компьютерных технологий. Главная особенность данного учебника, на наш взгляд, выгодно отличающая его от многих других изданий на CD-ROM – “тотальная мультимедийность”. Примерно 95% основного учебного материала представлена не в виде “глазодробильного” гипертекста, а в виде ярких, богато иллюстрированных, эмоционально насыщенных (там, где это необходимо) мультимедийных лекций. "Тотальная мультимедийность" издания почти исключила необходимость напрягать зрение при чтении текстов с экрана, она предопределила и его гигантский объем - 4 CD-ROM.

Разумеется, наш учебник содержит не только аудиовизуальную, но и текстовую  информацию, чаще всего это короткие справки (персоналии, определения терминов, хронология, различного рода комментарии, отрывки из документов). Встречаются в программе и длинные тексты (главным образом, большие документы, предназначенные для самостоятельного анализа абитуриентами и студентами), которые можно вывести на печать. Для защиты зрения учащихся также предусмотрена возможность вывода на печать текста любой лекции, чтение которого полезно для закрепления пройденного материала. В принципе, учащийся имеет возможность просмотреть текст лекции и на экране монитора, но данная функция сознательно “замаскирована”, чтобы ею не злоупотребляли в ущерб своему зрению.

 Мы далеки от противопоставления работы с компьютерной программой работе с обычным "бумажным" учебником. Оптимальным является периодическая смена этих форм деятельности. В нашем курсе прослушивание лекций чередуется с чтением коротких текстовых комментариев с экрана монитора. Более длинные - вынесены в прилагаемую к дискам брошюру, куда программа время от времени отсылает ученика. Периодические (не слишком частые) переключения с работы с компьютером на чтение книги обеспечивают чередование различных нагрузок на зрение, что не так вредно, как непрерывная работа с монитором. Брошюра содержит примерно 5% учебного текста, в основном это - теоретический материал, трудно иллюстрируемые из-за отсутствия изобразительного ряда подпараграфы.

Основным “наполнением” компьютерного учебника являются около 300 богато иллюстрированных мультимедийных лекций-презентаций общей продолжительностью непрерывного звучания более 24 академических часов. Лекцию в любой момент можно остановить, перейти к изучению дополнительного материала, вернуться назад, перевести программу в режим просмотра видеоряда в "ускоренном" темпе. Учебник разбит на 54 параграфа. Таким образом, каждый из параграфов может быть изучен без нарушения санитарно-гигиенических норм за один урок в компьютерном классе или дома. При обычном прохождении двух параграфов в неделю отличник проведет за компьютером суммарно около двух, а троечник - около четырех часов за неделю.

Преподнесение знаний в образной, а не в текстовой форме не только более эргономично, но и может являться мощным инструментом обучения и воспитания. Мультимедийные лекции обеспечивают "погружение" в изучаемую эпоху, более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие. Резко возрастает при этом и интерес к предмету. Вряд ли кто из преподавателей способен предъявить ученикам по курсу истории России XX века сразу 6000 точно соответствующих темам уроков иллюстраций (картин, документальных фотографий, схем, диаграмм), более 30 анимированных карт, более двух часов озвученной кинохроники. Взаимное согласование голоса лектора, музыкального и шумового сопровождения с визуальным рядом способно намного более ярко запечатлеть в памяти ученика изучаемый курс. Очень немногие учителя имеют хорошие актерские данные, приятный тембр голоса и такую дикцию, такую точность интонаций, как Артем Яковлевич Карапетян, виртуоз дубляжа и закадрового озвучания, играющий в нашей программе роль лектора.

В ходе создания сценария программы учебный текст[3] был дополнен многочисленными “эмоциональными вставками”, во многом переработан для восприятия на слух и согласования с видеорядом. Особенно часто такой переработке подвергались параграфы, посвященные наиболее трагическим и героическим эпизодам истории – войнам, террору и т.д. Иногда, найденный яркий фрагмент кинохроники заставлял изменять структуру лекции и дополнять ее новым сюжетом, делающим учебный материал не только более полным, но и более “живым”. Это позволило, на наш взгляд, достигнуть не только  “информационного”, но и эмоционального воздействия на ученика. Для этой же цели использовались фрагменты из художественных фильмов. Например, лекция о казни Романовых почти полностью построена на фрагменте фильма Карена Шахназарова “Цареубийца”. Голос лектора звучит на фоне долгой зловещей сцены последнего прохода пленников по дому Ипатьева и как бы комментирует происходящее. Эпизод смонтирован так, что сразу, после окончания последней фразы лектора, звучит краткий монолог Юровского и показана сцена расстрела, восстановленная по мемуарам последнего. Стоит ли говорить, что с точки зрения эмоционального воздействия, тут есть некоторая разница с простым чтением того же учебного текста?

Разумеется, изменение текста базового школьного учебника не было для нас самоцелью. Там, где он годился для восприятия на слух, и удалось найти удачный иллюстративный материал, текст остался тем же. Мы сочли излишне самонадеянным одновременно экспериментировать и с формой преподнесения учебного материала и с его содержанием. Например, упомянутую выше лекцию о расстреле Романовых удалось так точно положить на видеоряд фильма Шахназарова, что ее текст менять не пришлось.

 Работа с параграфом состоит не только в прослушивании мультимедийных презентаций. В ходе изучения лекций программа периодически предлагает ознакомиться с тем или иным дополнительным и справочным материалом (персоналиями политических деятелей, определениями терминов, текстовыми и звуковыми документами, таблицами, комментариями и т.д.). О его наличии сигнализируют "бегущие строки-подсказки". Если ученик заинтересовался, он останавливает лекцию и удовлетворяет свое любопытство.

 При этом дополнительная информация непосредственно связана с текущим фрагментом лекции и НЕ СОДЕРЖИТ ГИПЕРССЫЛОК. Из блока дополнительной информации можно вернуться только назад - к изучаемому фрагменту лекции. Исследуя дополнительную информацию, учащийся не имеет соблазна отвлечься от темы урока, отправившись “странствовать” по гипертексту. Если считать “бегущие строки” учебника гиперссылками (а такая аналогия уместна), то можно сказать, что у нас предусмотрен только один уровень гиперссылок. Мы вполне сознательно отказались от использования многоуровневых гипертекстовых структур (об этом см. выше), поскольку считаем их ПРИНЦИПИАЛЬНО неподходящим инструментом для ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ. Возможность свободного блуждания по гипертексту провоцирует распыление внимания, перескакивание с сюжета на сюжет, "скольжение по верхам", вместо вдумчивого изучения основного учебного курса. Многоуровневые гипертекстовые структуры сейчас очень модны, ведь именно они являются основным содержанием стремительно растущей всемирной сети Интернет. К ним привыкли и порой стали считать “универсальным оружием” (см. упомянутый выше второй подход). Многоуровневые гипертекстовые структуры, несомненно, очень полезны в развлекательных, развивающих изданиях, справочниках, энциклопедиях. Возможно, они уместны и в обучающих программах для более взрослой и “самоорганизованной” аудитории (студентов, аспирантов и т.д.). Но основная цель мультимедийного ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА - добиться максимальной концентрации внимания и глубокого усвоения обязательного минимума учебного материала. Компьютерный учебник должен быть предельно прост и в нем нет места никаким “архитектурным излишествам”, отвлекающих ученика от главного - СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ учебы. Излишне "навороченный" интерфейс, любые необязательные кнопки, в том числе гиперссылки, способные отвлечь от изучаемого сюжета, ему, на наш взгляд, противопоказаны.

Для желающих подойти к изучению предмета более углубленно, а так же подготовить доклад или реферат на соответствующую тему, в учебнике предусмотрен большой справочный ("энциклопедический") блок: более 700 персоналий с портретами; подробная хронология; терминологический словарь; более 30 карт (в лекционном курсе они - анимированные, а в "энциклопедическом" окне - статичные); более 500 текстовых и более 70 звуковых документов (речи политических деятелей, гимны, песни, отражающие те или иные исторические события и т.д.). Всегда к услугам учащегося и удобная полнотекстовая поисковая система, позволяющая быстро перемещаться по материалам курса, выявляя необходимую информацию по ключевым словам и словосочетаниям. Допустим, в ходе лекции ученик услышал имя Троцкого и захотел узнать, что еще сказано в учебнике об этой исторической фигуре. Ученик может приостановить лекцию, вызвать поисковую систему, ввести поисковый образ (в данном случае лучше всего ввести “Троцк*”) и программа предложит ему достаточно длинный список всех упоминаний о Троцком и троцкизме (во всех грамматических формах). Будет также предоставлена возможность прослушать все подпараграфы, в которых встречаются эти слова, просмотреть все документы, все строки хронологической таблицы, все персоналии (в том числе, естественно, и самого Троцкого). Получить доступ к справочным функциям учебника можно как из главного "энциклопедического" окна программы, так и непосредственно из лекции.

По завершении работы с подпараграфом (т.е. после прослушивания очередной лекции) ставится “галочка” и учащемуся предоставляется возможность самостоятельно написать план-конспект (своего рода шпаргалку). План-конспект может быть проверен родителями или преподавателем для дополнительного контроля усвоения пройденного материала. Кроме того, в конце изучения параграфа каждый ученик проходит тестирование (около 700 тестов, кроссвордов и т.п.) и получает оценку, причем программа сама указывает, какой материал усвоен плохо (“галочки” снимутся с тех лекций, на которых ученик “засыпался”). Для повторного выхода на тестирование (чтобы попытаться улучшить отметку) необходимо снова прослушать подпараграфы без “галочек”. Таким образом, реализуется замкнутый алгоритм обучения. По совету учителей и методистов-практиков для хорошо успевающих учеников в программу добавлена возможность "экстерна". Уверенный в своих знаниях ученик теперь имеет право войти в тестирование без обязательного прослушивания лекционного курса. Но - только один раз. Если оценка окажется ниже, чем хочется, лекции придется слушать.

В отличие от своего “бумажного” прототипа компьютерный учебник имеет три уровня сложности, рассчитанные:

1) на 9-й класс;

2) на 10-11-й классы;

3)  на абитуриентов и студентов неисторических факультетов вузов.

       Разбивка учебного материала на уровни сложности заложена и в системе вопросов (тестах) и в объеме учебного материала. Если считать по тексту, то объем, обязательный для девятиклассников (1-й уровень) примерно вдвое меньше, чем для абитуриентов и студентов (3-й уровень). Второй уровень, адресованный учащимся десятых и одиннадцатых классов, занимает промежуточное положение. Такое большое различие в объеме учебного материала достигается тем, что программа практически никогда не предлагает 1-му уровню изучение длинных документов (девятикласснику вполне достаточно и кратких цитат). Кроме того, целый ряд лекций для данного уровня сложности является факультативным. Для девятиклассников исключаются также и некоторые, более сложные и подробные комментарии, дополнительные иллюстрации, которые абитуриентам и студентам необходимы для успешного прохождения тестирования. На разных уровнях сложности различен и набор "бегущих строк" -подсказок (см. об этом выше).

       Данный компьютерный учебник является не вспомогательным, а основным инструментом обучения, содержащим полное и систематическое изложение всего обязательного материала по курсу Отечественной истории ХХ века. Наша компьютерная программа не дополняет (в отличие от других обучающих программ-пособий), а заменяет традиционный учебник. И не только собственно учебник, но и хрестоматию, атлас, словарь исторических терминов, рабочую тетрадь, учебный видеофильм, справочник, а во многом - и преподавателя.

Учителям, безотносительно их возраста и “компьютерной” подготовки не следует опасаться  новых “конкурентов”. Наоборот, обучающая программа способна стать очень эффективным ПОМОЩНИКОМ, автоматизирующим наиболее трудоемкие и рутинные элементы учительского труда. По части вдалбливания в головы учеников необходимого по программе минимума знаний и контроля результатов этого процесса с обучающими программами скоро будет трудно тягаться. Компьютер – он железный, будет повторять урок ровно столько раз, пока ученик не скажет долгожданное “А-а-а! Понял!”. Учителя смогут, параллельно “вполглаза” контролируя процесс работы с обучающей программой всего класса, сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на “каверзные” вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться “расшевелить”, “подтянуть” самых слабых и пассивных. Параллельно работающий “автоматизированный обучающий конвейер” будет еще одним эффективным педагогическим инструментом. Программа разработана с учетом специфических требований гуманитариев, обычно относящихся к компьютеру с некоторой опаской - она предельно проста в управлении. Любой человек, способный научиться двигать курсор по экрану с помощью "мыши", осваивает ее за пять минут.

Компьютерный учебник по истории России может быть использован и дома (в качестве “программы-репетитора”), и на занятиях. В случае работы с обычной (персональной) версией программы каждый компьютер учебного класса должен быть оснащен CD-ROM дисководом и каждому учащемуся должен быть выдан отдельный комплект учебника. На практике это оказалось камнем преткновения - школы очень редко готовы закупить по учебнику на каждое рабочее место.

Данное обстоятельство подтолкнуло многих преподавателей к "изобретению" способа использования учебника, не предусмотренного его авторами. Эта форма напоминает некогда очень распространенные “киноуроки”, только вместо кинопроектора кабинет истории оснащается одним мультимедийным компьютером с присоединенным к нему проектором. В целом ряде школ по принципу "голь на выдумки хитра" преподаватели нашли и "суррогатную" замену дорогому мультимедийному проектору - они подсоединили TV-выход компьютера к крупногабаритному телевизору. Оказалось, что современные телевизоры имеют вполне приемлемое для разрешения 640 на 480 качество “картинки” да и их рабочий ресурс несравнимо выше (это важно при интенсивной работе).

Преподаватель демонстрирует мультимедийные лекции, периодически останавливая их и дополняя собственными комментариями, а иногда и споря с авторами учебника. Богатый видеоряд курса не только успешно заменяет давно износившиеся традиционные наглядные пособия (карты, схемы и т.д.), но и обеспечивает "погружение" в изучаемую эпоху, более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие. Резко возрастает при этом и интерес к предмету. При групповой работе в режиме "киноурока" преподаватель имеет возможность давать учебный материал в порядке, отличном от того, в котором он размещен в учебнике. Более того, учитель может использовать от лекции только иллюстративный ряд, полностью заменив голос диктора собственным комментарием (для этого достаточно понизить уровень звука).

Недостатком данной формы работы является почти полная потеря соревновательного момента, трудность охвата всех учащихся системой сквозного автоматизированного контроля знаний, принудительный единый ритм работы для учащихся с различным уровнем подготовки и различными интересами. В ходе мультимедийных лекций программа периодически предлагает ознакомиться с тем или иным дополнительным материалом (об этом см. выше). В режиме “киноурока” компьютером управляет преподаватель и именно он решает, какой дополнительный материал показывать классу, а какой – нет.

По отзывам преподавателей, даже “телевизионная” форма использования учебника радикально облегчила их труд. В пензенской школе №68 директором Х.Г. Курмаевым был поставлен сравнительный эксперимент: один из девятых классов был переведен в 1-2 четвертях 1998/99 учебного года на описанную выше “частично компьютеризированную” форму обучения, а второй ("контрольный"), примерно равный по успеваемости, учился как обычно. Все "компьютерные" уроки велись в режиме “диалога-дискуссии” между мультимедийным учебником и преподавателем, для контроля знаний часть учеников (попарно) проходили тестирование, в то время как остальные опрашивались учителем. В конце второй четверти было установлено, что уровень знаний по курсу отечественной истории в “компьютеризированном” классе оказался намного выше, чем в "контрольном". При этом рутинная нагрузка на преподавателя заметно снизилась.

Однако "штатная", форма использования нашего мультимедийного учебника в школе состоит в переносе урока истории в компьютерный класс. В этом случае каждый ученик работает с программой самостоятельно (в наушниках). Достоинством данного режима является возможность работать в удобном для ученика темпе, изучая только те дополнительные материалы, которые он выбирает сам (например, он не станет останавливать лекцию для просмотра определения уже знакомого ему термина). После автоматизированного контроля знаний ученик, если он недоволен своей оценкой, повторит только те подпараграфы, которые он не усвоил (с них программа снимет “галочки”). Преподаватель при этом контролирует работу группы и имеет возможность заниматься индивидуально с теми, кто в этом нуждается. Достоинством занятия в компьютерном классе является то, что у ученика нет никакой надежды, что "сегодня его не будут спрашивать, поскольку на прошлом занятии спросили". Контроль знаний и выставление оценки предусмотрены на каждом занятии.

В последние годы появилось уже немало школ, в которых имеются сетевые мультимедийные классы. В таких школах были проведены эксперименты по работе с одной копией персональной версии мультимедийного учебника по сети. С юридической точки зрения это некорректно - персональная лицензия не предусматривает одновременную работу с нескольких компьютеров.

В результате экспериментов было установлено, что если 4 учащихся одновременно находятся в режиме прослушивания мультимедийных лекций, то из-за перегрузки локальной сети и дисковода CD-ROM, периодически происходят "заикания" звукового сопровождения и возникает несинхронность иллюстративного ряда и звука. При еще большем числе учащихся сеть совсем "захлебывается". Таким образом использование персональной версии мультимедийного учебника в сети оказалось не только некорректным с юридической точки зрения, но и затруднительным с технической.

Пиратская версия мультимедийного учебника (на ДВУХ CD-ROM), появившаяся в августе 1998 года оказалась и вовсе неработоспособной. Пираты "попались" на незнании специфики данного издания - они исключили из курса почти все видеофрагменты. Для мультимедийных "энциклопедий" данный способ "экономии" приемлем, поскольку видеофрагменты играют в них вспомогательную роль. В нашем случае произошла не только потеря изрядной части учебного материала, но и рассогласование видеоряда и звука. Мультимедийные лекции превратились в нелепое подобие "игры в чепуху" (программа показывает портрет Жукова и утверждает, что это - Сталин и т.п.).

Для обеспечения легального и эффективного использования учебника в сетевых компьютерных классах была разработана специальная сетевая версия. Она обеспечивает одновременную работу с одного CD-ROM до 23 учащихся. При этом цена сетевой версии лишь ненамного выше, чем персональной. Работая с главного компьютера, на котором имеется CD-ROM, преподаватель должен перед занятиями выгрузить на компьютеры учеников часть материалов изучаемой темы, это снимает проблему перегрузки сети. В ходе занятий он имеет возможность контролировать работу учащихся непосредственно со своего компьютера. Учитель видит, какие лекции данный ученик уже прослушал, что написал в планах-конспектах, какую оценку получил, какие лекции "завалил".

Сетевая версия учебника позволяет превратить каждый урок в увлекательное соревнование, своего рода "погоню за знаниями". Победители не только заканчивают работу раньше, чем "аутсайдеры", которых программа заставляет повторно прослушивать "заваленные" подпараграфы, но могут быть награждены "призами" - озвученными и иллюстрированными историческими анекдотами.

Помимо сетевой, разработана и "открытая", профессиональная версия учебника. Она включает все возможности сетевой, но дополнительно позволяет преподавателю изменить структуру и содержание курса, включить в учебник новые иллюстрации, персоналии, тесты, комментарии, дополнить хронологию событиями истории своего региона, и т.д. При желании можно переозвучить и перемонтировать мультимедийные лекции на свой лад, то есть создать свою оригинальную версию учебника. Разумеется, профессиональная версия - намного более сложный инструмент, и она заслуживает самостоятельного рассмотрения.

В очередное обновление к программе (к новому учебному году) мы планируем включить так называемый экзаменационный блок. Наряду с полными текстами лекций параллельно будут существовать их “концентрированные” варианты - иллюстрированные опорные конспекты (с одним уровнем гиперссылок). Добавить подобный инструмент нас неоднократно просили пользователи программы (в первую очередь - школьные учителя). Опорные конспекты, ввиду их краткости, более пригодны для чтения с экрана. Разумеется, они могут быть выведены на печать для изучения без компьютера. Опорные конспекты решают задачу быстрой активизации ранее полученных знаний непосредственно накануне экзамена. Подчеркнем, что мультимедийные лекции предназначены, прежде всего, для систематической работы в течение учебного года, а опорные конспекты - для “последнего штурма” за три-пять дней перед экзаменом. Вкрапленные в опорные конспекты ключевые иллюстрации позволяют без повторного прослушивания мультимедийных лекций быстро вспомнить их содержание: просмотрев даже последнюю фазу анимированной диаграммы, учащийся с хорошо развитой зрительной памятью легко вспомнит все предыдущие (диаграммы обычно постепенно прорисовываются по ходу лекции, аналогично тому, как это делает учитель на школьной доске). Кроме того, экзаменационный блок будет включать итоговое тестирование с обратной связью между тестами и опорными конспектами.

Есть у опорных конспектов и вторая важная функция - функция альбома (о ее необходимости нам тоже часто говорят учителя истории, страдающие от недостатка аудиовизуальных материалов к уроку) - иллюстрированные опорные конспекты более удобны для быстрого извлечения из учебника отдельных иллюстраций, фрагментов кинохроники и т.д. Мультимедийные лекции, даже после добавления возможности их просмотра в “ускоренном” режиме, для этого менее приспособлены.

Учебник устроен так, что вносимые в него усовершенствования (и содержательные, и программно-методические) могут быть присоединены к исходной версии. В издание периодически вносятся обновления, которые можно БЕСПЛАТНО загрузить с Web сайта www.history.ru. Справки по телефону: (095) 243-1989.

В заключение хотелось бы познакомить читателей журнала с мнением учителей о некоторых отечественных компьютерных разработках по истории (в том числе и нашей).

 7-11 декабря 1998 года в “Российском координационном центре информационных технологий в образовании” прошел семинар "Программно-методическая поддержка предмета "История" в средней школе". В ходе семинара группа учителей истории Юго-Западного округа Москвы получила возможность подробно ознакомиться с разработками ведущих российских мультимедийных издательств. После авторской презентации каждого продукта, учителя имели время индивидуально поработать с программами в режиме, максимально приближенном к режиму работы в мультимедийном кабинете истории. После завершения тестовых "уроков" участники семинара задавали разработчикам вопросы и обсуждали полученные ответы. В конце семинара было проведено анкетирование участников, с целью выявления мнения о качестве разработок, замечаний и пожеланий учителей и методистов-практиков к мультимедийной продукции исторического профиля.

Осредненные результаты экспертной оценки качества мультимедийных изданий по истории

Наименование продукта, Издатель, Год издания

Оценки по обычной пятибалльной системе: 1- очень плохо; 2 - плохо; 3 - удовлетворительно; 4 - хорошо; 5 - отлично.

Итоговое место по сумме критериев

 

Общее впечатление (дизайн продукта, эмоциональное воздействие и т.д.)

Способность привить интерес к предмету

Соответствие школьной программе

Удобство пользования

Эргономичность

Применимость для самоподготовки к экзамену

Оценка методики, реализованной в продукте

Возможность использования учителем на уроке

"История России: XX век

Компьютерный учебник"

"Клио Софт". 1998

5

4,92

4,83

4,83

4,5

4,83

4,75

4,75

1 место

"Александр и Наполеон. История двух императоров"

(Сравнительная биография в форме мультимедийных постановок)

"Интерсофт". 1997

4,75

4,67

3,67

4,75

4

3,58

3,75

3,75

2 место

"Династия Романовых. Три века российской истории. Историческая энциклопедия"

"Коминфо". 1996

4,5

4,58

3,75

4,25

3,92

4

3,42

3,83

3 место

"Энциклопедия истории России. 862-1917."

"Коминфо". 1998

4,42

4,25

3,83

4,08

3,41

4,08

3,25

3,5

4 место

"60 вечеров с русской историей". "Медиа Хаус" (Программа еще не издана).

4

4,22

3,89

4,11

3,67

3,11

3,23

3,56

5 место

Результаты анкетирования, а так же письменные комментарии, замечания и пожелания  разработчикам (более подробно эта информация представлена в Интернет - см. www.history.ru/anketa.htm) показали, что методический подход, подробно описанный в данной статье, учителя истории и методисты считают наиболее правильным.

Не без гордости можем отметить: по результатам анкетирования участников и посетителей самой представительной Международной конференции-выставки “Информационные технологии в образовании - 98/99” (в анкетировании приняли участие около 1000 человек, в основном - преподаватели школ, лицеев, колледжей и вузов) мультимедиа-учебник “История России: ХХ век” был признан "лучшей обучающей программой по гуманитарным дисциплинам".

Компьютерный учебник одобрен: федеральным экспертным советом, комитетом по образованию Государственной думы РФ, московским бюро ЮНЕСКО. Рекомендован к изданию Министерством общего и профессионального образования РФ. Включен в федеральный комплект учебников.



[1] Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. Компьютерный (мультимедиа) учебникИстория России: ХХ век”: М., Клио Софт”, 1998

[2] Антонова Т.C., Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник "История России. XX век". "Преподавание истории в школе" №4, 1998.

[3] Сценарий программы создан на основе базового, самого распространенного учебника А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной История России: ХХ век. Структуры компьютерного и "бумажного" учебников совпадают для удобства их совместного использования.

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!

 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.015260 с. Яндекс.Метрика