ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи по проблемам информатизации образования arrow "Мультимедийный или гипертекстовый учебник?
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

"Мультимедийный или гипертекстовый учебник?

Т. Антонова, А. Харитонов

(на примере компьютерного учебника "История России: XX век")"

Тезисы доклада на VIII международной конференции-выставке "Информационные технологии в образовании" ("ИТО-98/99"). 3-6 ноября 1998 г.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ИЛИ ГИПЕРТЕКСТОВЫЙ УЧЕБНИК?
(на примере компьютерного учебника "История России: XX век")

Антонова Татьяна Сергеевна, Харитонов Алексей Леонидович
ООО "Клио Софт", Москва

Аннотация Необходимость широкого использования мультимедиа обусловлена не только методическими, но и эргономическими соображениями. В докладе мультимедийный учебник истории противопостваляется гипертекстовым учебникам, целесообразность использования которых школьниками представляется авторам сомнительной.

Проблемы влияния компьютера на здоровье детей все больше и больше привлекают внимание медиков, прессы и нас, разработчиков обучающих программ. Не секрет, что за последнее время процент школьников с болезнями глаз подскочил катастрофически. В этой связи многие современные обучающие и развивающие программы не выдерживают никакой критики (например, так называемые "электронные варианты учебников", представляющие собой тот же текст книги, лишь с несколько большим, чем в печатном варианте, количеством иллюстраций и с гиперссылками). Польза от этих изданий несоизмерима с тем вредом, который они наносят, поскольку работа с подобными продуктами, в конечном счете, состоит в чтении больших текстов с экрана монитора. Читать надо книги.

Поясним упрощенно, для не знающих технические параметры компьютеров. Удобочитаемость текстовой информации на экране типичного современного видеомонитора с точки зрения утомляемости глаз ХУЖЕ, чем у убористых каракулей в миниатюрных шпаргалках-"гармошках". Дело в том, что у экранных шрифтов очень крупное "зерно", и именно это, в сочетании с мерцанием, нечеткостью границ и прочими "прелестями" видеомониторов, утомляет глаз (подробнее см. [1]). Игра в компьютерные игры не относится к числу занятий, которые мы считаем полезными, но, вынуждены признать - мультимедийные игры гораздо менее вредны для зрения, чем чтение длинных текстов с экрана. Игрокам не приходится напрягаться для разглядывания мелких деталей, поскольку игровые программы обычно оперируют крупными графическими образами и звуковой информацией. Идеальной, с эргономической точки зрения, на наш взгляд, является обучающая программа, по уровню нагрузки на зрение приближенная к "спокойным" мультимедийным играм. В ней должно быть минимум особенно вредного для зрения текста и максимум графических образов и звуковой информации. Именно такую программу мы и постарались создать [2,3].

Что касается текстов, как наполнения мультимедийных изданий, то они, разумеется, необходимы. Прежде всего, - в изданиях справочных, не предназначенных для чтения "от корки до корки". В учебниках, которые "по определению" нужны для достаточно длительного систематического изучения, следует искать более эгрономичные формы преподнесения основного учебного материала, чем просто текст. Основным "наполнением" нашего компьютерного учебника являются 278 мультимедийных лекций общей продолжительностью непрерывного звучания более 24 академических часов. Учебник разбит на 54 параграфа. Таким образом, каждый параграф может быть изучен без нарушения санитарно-гигиенических норм за один урок в компьютерном классе. Работа с параграфом состоит в прослушивании "живых" иллюстрированных лекций. В ходе мультимедийных презентаций время от времении появляются специальные подсказки (бегущие строки), сигнализирующие о целесообразности приостановки лекции и перехода в режим изучения дополнительного и справочного материала (персоналий политических деятелей, определений терминов, текстовых и звуковых документов, карт, таблиц, комментариев и т. д.). В конце работы с параграфом каждый ученик проходит тестирование и получает оценку.

Преподнесение знаний в образной, а не в текстовой форме не только более эргономично, но и является мощным инструментом обучения и воспитания. Вряд ли кто-нибудь из учителей истории способен, например, предъявить ученикам на уроках по курсу XX века сразу 6000 точно соответствующих теме лекции иллюстраций, более 2-х часов специально смонтированных фрагментов из кинохрогики и художественных фильмов. Сочетание голоса лектора с поддерживающим его зрительным рядом способно намного более ярко и глубоко запечатлеть в памяти ученика изучаемый курс. Очень немногие учителя имеют хорошие актерские данные, приятный тембр голоса и такую дикцию, такую точность интонаций, как Артем Яковлевич Карапетян, виртуоз дубляжа и закадрового озвучания, играющий в нашей программе роль лектора.

Прослушивание лекций чередуется с чтением коротких текстов с экрана монитора. Более длинные - вынесены в брошюру. Периодические (не слишком частые) переключения с работы с монитором на чтение книги обеспечивает чередование различных нагрузок на зрение, что не так вредно, как непрерывная работа за компьютером. Брошюра содержит примерно 5% учебного текста, в основном, это - теоретический материал, трудно иллюстрируемые из-за отсутствия изобразительного ряда подпараграфы.

Заложенная в учебник возможность обновления по Интернет позволила продолжить работу над его совершенствованием в тесном контакте с пользователями. В частности, уже добавлен режим просмотра ("промотки") лекций в ускоренном темпе (без звука), возможность печати текста лекций, расширен справочный аппарат и т.д. Подробнее см. Web сервер www.history.ru.

Литература

1. Компьютер и зрение. По материалам Международного Конгресса "Человек в большом городе XXI века". "Мультимедиа в образовании", #1, 1998.
2. Антонова Т.C., Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник "История России. XX век". "Преподавание истории в школе" #4, 1998.
3. Антонова Т.C., Харитонов А.Л. Мультимедийный учебник. Поиски жанра. "Компьютер Пресс", #9, 1998.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!

 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.022114 с. Яндекс.Метрика