ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи по проблемам информатизации образования arrow "Мультимедийный учебник. Поиски жанра."
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

"Мультимедийный учебник. Поиски жанра."

Т. Антонова, А. Харитонов

"Компьютер Пресс" 1998, #9 (5 полос, 6 иллюстраций).

Мультимедийный учебник. Поиски жанра

"Учебник - книга, предназначенная для обучения определенному учебному предмету, содержащая систематическое изложение знаний, подлежащих обязательному усвоению учащимся".
Большая Советская Энциклопедия

Мультимедиа - направление новое, но оно уже явно начало делиться на жанры. У каждого жанра - свои особенности, законы, проблемы.
Наиболее успешны в коммерческом смысле мультимедийные игры. Но их успех, в силу специфики развлекательного жанра, столь же быстр, сколь и недолог. Пройдя через пик популярности, они скатываются с первых позиций рейтингов, а вскоре - и вовсе исчезают из них. Разработчики игр пытаются продлить свой успех (и иногда небезуспешно), выпуская новые миссии (уровни).
В жанре мультимедийных энциклопедий (точнее, альбомов) - явный кризис перепроизводства: дублирование разработок приобрело анекдотический размах. Представители завода компакт-дисков со смехом рассказали нам, что у них в производстве одновременно находятся четыре энциклопедии собак. Причина очевидна - этот жанр - наименее трудоемкий. Сделав "энциклопедию" мотыльков совсем нетрудно через пару месяцев выпустить "энциклопедию" слонов, а там - и до баранов недалеко... Неудивительно, что в этом жанре - больше всего халтуры, подрывающей доверие потребителей к мультимедиа в целом.
Самым малочисленным пока остается жанр мультимедийных обучающих программ. Серьезная конкуренция есть пока только в секторе учебников английского языка (их более десяти). Между тем, многие признают этот жанр весьма перспективным. У него есть большое достоинство, - хорошо сделанный учебник может продаваться долго. Многие из наиболее популярных сейчас обучающих программ были разработаны три-пять лет назад, среди них встречаются даже "долгожители", функционирующие в среде MS DOS. Вместе с тем, обучающие программы редко бывают на верхних строчках рейтингов популярности, спрос на них подвержен заметным сезонным колебаниям.
Жанр мультимедийной обучающей программы - наименее устоявшийся из трех выделенных нами. Обучающие программы для младших школьников очень часто создают в стиле и по технологии мультимедийных игр. Думается, это - правильно. К созданию учебников для старшеклассников нередко применяют подходы, заимствованные у мультимедиа-энциклопедий. Вот это, на наш взгляд, является фундаментальной ошибкой. Очень многие "мультимедийные учебники" при ближайшем рассмотрении оказываются всего лишь гипертекстовыми справочниками с мультимедийными иллюстрациями. Мультимедийные иллюстрации - это хорошо. Но компенсирует ли их наличие тот вред, который наносит зрению ребенка необходимость чтения с экрана больших текстов? Мы не уверены. Учебник, в отличие от энциклопедии и справочника, по определению предназначен для чтения "от корки до корки". Даже бумажные учебники, чтение которых гораздо менее утомительно, печатают крупным простым шрифтом, часто используя специальную гарнитуру "Школьная". Если все сводится к мультимедийным иллюстрациям, задачам, тестам то, с гигиенической точки зрения, правильнее издать бумажный учебник с мультимедийным приложением на компакт-диске. Это было бы вполне разумным "малобюджетным" компромиссом. Но пока таких учебников мало. Вероятно, это вызвано опасением, что гибридный продукт "сядет между двух стульев", его может не принять ни книжный рынок, ни рынок CD-ROM. Такой учебник может просто "не дойти" до потребителя. Проведенный нами опрос дистрибуторов подтверждает данное опасение. Известный "Курс математики" Л.Я. Боревского фактически является именно гибридным продуктом, но он был мудро упакован издателем ("Компьюлинк") в коробку, привычную для продавцов CD-ROM (коробка получилась увесистой).
Следует различать понятия "учебник" и "учебное пособие". Большинство обучающих программ (тестирующие программы, компьютерные задачники, гипертекстовые справочники) являются учебными пособиями, т.е. лишь вспомогательными инструментами обучения, принципиально неспособными заменить традиционный учебник (не говоря уже о замене учителя). При их рекламе на этом факте часто не акцентируют внимание, вводя потребителя в заблуждение.
Поскольку путь ввода в компьютер "систематического изложения знаний, подлежащих обязательному усвоению учащимися" в текстовой форме мы отвергаем, как вредный для зрения, приходится настаивать на том, что в мультимедийном учебнике основной текст должен быть переведен в ту или иную мультимедийную форму - слайд-шоу, мультфильм (простой или интерактивный), озвученное видео. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Тут нет мелочей, важен и тембр голоса и точность интонаций диктора, и музыкальное оформление, и ритм смены иллюстраций (иногда важно "попасть" с точностью до десятой доли секунды), и используемые при смене иллюстраций спецэффекты. Короче говоря, учебный текст должен пройти сквозь художественное осмысление, должен быть преобразован в режиссерский сценарий, дополняющий суховатую методическую ткань эмоциональными доминантами, оттенками, а иногда - и целыми "вставными номерами". Из сказанного совершенно очевидно, что работа по созданию полноценного (в нашем понимании) мультимедийного учебника во многом сходна с созданием кинофильма. А значит, возглавлять эту работу наряду с программистами, методистами-предметниками должны и кинематографисты, владеющие ремеслом (а лучше - искусством) режиссуры, озвучания, художественного монтажа и т.д. Это художественно-кинематографическое начало находится еще на примитивном, "дочаплинском" этапе своего развития, поскольку технические ограничения современных компьютеров, к прискорбию, душат полет фантазии режиссера. Но мы убеждены, что при создании мультимедийных учебников (особенно по гуманитарным дисциплинам) разработке этого начала следует уделять первоочередное внимание.
Разумеется, ключевую роль в мультимедийном учебнике играет методика. Точно также в игре главное - сценарий, идея, а в энциклопедии - текст (главный секрет успеха Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия - текст БЭС, главный секрет успеха Мультилекса - текст НБАРС). Если главного нет, то можно рисовать сколь угодно красивые кнопочки - толку от продукта все равно не будет. На российском рынке, к великому сожалению, встречаются обучающие программы, у которых нет сколько-нибудь серьезной методической основы. В подобных продуктах могут формально присутствовать все необходимые компоненты - и учебный материал, и мультимедийные иллюстрации, и набор тестов, но если все эти компоненты не связаны воедино методикой, реализующей тот или иной алгоритм обучения, то не достигается главная цель - максимальное усвоение пройденного материала и возможность достоверного контроля знаний. Разработчики подобных методически незамкнутых продуктов, на наш взгляд, дискредитируют идею мультимедийного обучения, их пользователи на основании личного опыта нередко высказывают принципиальные сомнения в возможностях компьютерных технологий, даже огульно называют все мультимедийные продукты "картонными дурилками".
Подведем итоги. Мультимедийный учебник должен работать так, чтобы автоматизировать все этапы обучения, от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал должен быть переведен в яркую, увлекательную мультимедийную форму, способствующую его глубокому усвоению.
Подобный "радикальный" подход очень трудоемок, но мы убеждены, что только "тотально мультимедийный" методически замкнутый учебник может "перепрыгнуть" через растущую пропасть, отделяющую ожидания потребителей от возможностей имеющихся на рынке обучающих программ, преодолеть нарастающий скепсис по отношению к компьютерному обучению в целом, стать реальным шагом вперед в развитии системы образования. Пропасть, как известно, нельзя перепрыгнуть в два приема... Итак,

ПРИМЕР МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНИКА

// Над изданием "История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник" работал большой коллектив специалистов (более 40 человек), по составу похожий на киногруппу. Получившийся в результате продукт оказался самым большим российским мультимедийным изданием (4 компакт-диска и брошюра). Появление этого продукта стало возможным в результате соединения кинематографического подхода (сценарий, режиссура, монтаж Антоновой Т.C.) и возможностей современных мультимедийных технологий (программирование - Харитонов А.Л.).
Сценарий компьютерного учебника создан на основе известной учебной книги А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России. XX век" (эта книга является сейчас самым тиражным школьным учебником истории России XX века). Авторы книги обновили текст с учетом необходимости его восприятия на слух и согласования с видеорядом. Кроме того, текст расширен и доведен до 1997 года. В учебник введены новые темы и сюжеты: по истории культуры и искусства, по национальной и конфессиональной политике государства, по истории внутрипартийной борьбы в 20-е годы и др.
Основным наполнением учебника являются мультимедийные лекции, всего их 278, суммарная продолжительность звучания - более 24 академических часов. Текст учебника озвучен лучшим диктором киноконцерна "Мосфильм" А.Я. Карапетяном. Голос диктора, там где это уместно, оттенен музыкальными и шумовыми фонами, способствующими созданию эффекта эмоционального "погружения" в эпоху. Иллюстративный ряд весьма насыщен, он содержит более двух часов озвученной кинохроники, отрывков из документальных и художественных фильмов, органично вплетенных в учебный материал. Более шести тысяч иллюстраций (фотографий, рисунков, плакатов, картин, диаграмм, анимированных карт и т.д.) сменяются каждые 5-10 секунд в точном соответствии с излагаемым диктором сюжетом, иллюстрируя и дополняя его.
Учебник снабжен обширным справочным материалом: более 700 персоналий важнейших политических и общественных деятелей, подробная хронология событий XX века, терминологический словарь, более 500 документов, более 70 уникальных фонограмм (звуковых документов - речей политических деятелей, наиболее популярных песен разных лет и т.п.), словарь из более чем 400 исторических терминов.
Особенностью данного учебника является его комплексный характер, он содержит все компоненты, необходимые и достаточные для усвоения школьного курса истории России XX века. Он является одновременно и собственно учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией, и справочником и учебным видеофильмом. Программа содержит удобную полнотекстовую поисковую подсистему, что позволяет использовать данное издание и в качестве исторической энциклопедии.
Учебник полностью основан на существующих школьных программах и ориентирован на учащихся трех возрастов: на 9-й класс, на 11-й класс (больший объем учебного материала и более жесткий тестовый контроль знаний), на абутуриентов и студентов неисторических факультетов вузов (ряд более сложных и специальных материалов, а также - значительно больший объем документов, предназначенных для самостоятельного изучения и анализа).
Учебник в равной степени может быть использован и в компьютеризированном классе (в том числе и там, где есть лишь один мультимедийный компьютер с возможностью вывода изображения на большой экран) и дома. Применим учебник и для дистанционного обучения, для малокомплектных школ, интернатов, институтов.
Издание было представлено для обсуждения в министерство общего и профессионального образования РФ, где получило единодушно высокую оценку всех экспертов и федерального экспертного совета в целом. Министерство присвоило данному продукту официальный гриф учебника. Более того, он был включен в специальный список (федеральный комплект учебников), на основе которого должны производиться централизованные закупки для школ. На VII международной конференции-выставке "Информационные технологии в образовании" (ИТО-98) авторам этой работы была присуждена первая премия. Высоко ее оценило и московское бюро ЮНЕСКО. По учебникам истории XX века министерству образования и экспертам международных организаций обычно жестко оппонирует Дума. Но и эксперты комитета по образованию Думы, изучив программу, одобрили ее.
Работа с мультимедийным учебником очень проста, он доступен людям "гуманитарного склада", умеющим хотя бы в минимальной степени пользоваться компьютером.
Далее мы остановимся на существенных моментах методики работы с программой.
После того, как на экране появится главное окно - вид на условный класс, надо обратить внимание на то, что часть объектов рисунка изображена в цвете.
Эти цветные рисунки являются "кнопками" для управления программой:

  • Глобус - карты (здесь они статические, анимированные - в лекциях);
  • Дверь - выход из программы;
  • Календарь - хронология;
  • Картотека - термины;
  • Книга - список литературы;
  • Кубок - приз для отличников;
  • Лозунг - юмористический сериал "Экзамен";
  • Лупа - поиск;
  • Папка - фонодокументы;
  • Портрет - персоналии;
  • Солнце - титры.

Большой журнал, лежащий на столе преподавателя, является главным объектом. В него вводится имя учащегося и выбранный уровень сложности.
После ввода имени для данного учащегося становятся доступны ячейки журнала (разделы курса), расположенные в правой стороне журнала. Разделы (их девять), в свою очередь, состоят из параграфов. Для удобства совместного использования с традиционным учебником, структура разделов в мультимедийном учебнике сохранена - те же 54 параграфа. Каждый параграф содержит от 4 до 15 подпараграфов - мультимедийных лекций.
В ходе изучения основного материала предоставляется возможность познакомиться с различного рода дополнительным и справочным материалом. Помощь в этом оказывает "бегущая строка", цель которой - подсказать, какую именно информацию можно услышать, посмотреть или прочитать в данный момент по заинтересовавшему историческому сюжету (например: термин, документ, персоналию, речь политического деятеля, песню и т.п.). "Бегущие строки" указывают далеко не на весь, а лишь на наиболее важный (с точки зрения подготовки к экзамену соответствующего уровня) и наиболее интересный материал. В полном объеме весь вспомогательный и справочный материал доступен через соответствующие окна программы.
По завершении работы с каждым подпараграфом можно составить его краткий план-конспект (своего рода "шпаргалку"). Это поможет при подготовке к экзамену быстро вспомнить пройденный материал. Кроме того, план-конспект может быть использован преподавателем для контроля усвоения пройденного материала.
Прослушанные учеником лекции (подпараграфы) помечаются галочками. После того, как будут прослушаны все обязательные для выбранного уровня подпараграфы, становится доступен контроль. Изучение каждого параграфа заканчивается контролем знаний (всего более 600 заданий).
В программе заложено несколько типов проверки усвоения учебного материала.
Простейшим является тест с выбором одного или нескольких вариантов ответов из предлагаемого набора. Следующий тип вопросов - приведение в соответствие таблиц. Третий - выбор названия термина по его описанию: из списка альтернатив выбирается та, которая соответствует описанию. И, наконец, четвертый и наиболее трудоемкий - кроссворд. Решение одного кроссворда при подведении итоговой оценки приравнивается к трем тестам других типов.
По завершении тестирования ученик получает оценку (от 2 до 5). Если он невнимательно изучил один или несколько подпараграфов и не смог правильно ответить на соответствующие тестовые вопросы, то обнаружит, что с этих подпараграфов сняты "галочки". Для того чтобы вновь попытаться пройти тестирование (для получения более высокой оценки), ученику придется еще раз прослушать плохо усвоенные лекции.
По завершении работы со всеми параграфами раздела в журнале появляется итоговая (средняя) оценка за этот раздел. Если ученик позже повторит изучение параграфов, оценки по которым его не удовлетворяют, то и итоговая оценка может измениться.
В отличие от бумажного, прочесть мультимедийный учебник "по диагонали" принципиально невозможно. Невозможно и обмануть систему контроля знаний. Только честной, методичной работой можно заслужить вереницу "пятерок" напротив своего имени в журнале.
Для стимулирования интереса учащихся в программу включены развлекательные моменты. Призы для отличников - исторические анекдоты в мультимедийном исполнении, иллюстрированные главным художником журнала "Крокодил" В.Г. Мочаловым.
Юмористический сериал "Экзамен" показывает, как не надо учить историю, и сколь велика "благотворная сила знаний" (см. чудесное омоложение одряхлевшего ученика в "Эпилоге"). В роли зануды профессора, любителя латинских поговорок, снялся известный телеведущий Евгений Воскресенский, в роли незадачливого ученика - Владимир Виноградов.
Мультимедийный учебник поступил в продажу в феврале 1998 года. Благодаря Интернету работа над совершенствованием компьютерного издания может быть продолжена и после его выхода. C веб сайта www.history.ru уже сейчас можно загрузить дополнение к учебнику, в нем отражены последние события истории России и реализованы некоторые новые функции. В частности, добавлена возможность просмотра мультимедийных лекций в ускоренном режиме.
Мы планируем выпустить аналогичные учебники для остальных разделов курса истории России. Очевидно, что через некоторое время станет оправданным издание этого и аналогичных мультимедийных учебников не на нескольких CD-ROM, а на одном DVD-ROM. Рост емкости носителя и мощности целевых систем позволит снять многие ограничения и создавать мультимедийные учебники, содержащие еще больше видео и анимации, использующие более сложные спецэффекты и т.п. Снятие технических ограничений и накопленный опыт позволят "разгуляться" фантазии режиссера и художников, приблизить мультимедийное издание к тому порогу, за которым кончается технология и начинается искусство.
Мы надеемся, что рост емкости мультимедийного рынка и снижение себестоимости производства лазерных дисков позволят предлагать все более агрессивные цены и постепенно приблизить тиражи мультимедийных учебников к тиражам учебников традиционных.
Авторы будут признательны за высказанное мнение, конструктивную критику, пожелания относительно реализованной в учебнике методики и описанного в статье подхода. Целесообразные предложения будут учтены при разработке усовершенствованных версий компьютерного учебника, а их авторы - упомянуты в титрах.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!

 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.016774 с. Яндекс.Метрика