ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи об учебниках издательства "Клио Софт" arrow "Мультимедийные учебные пособия в преподавании истории. Взгляд из "отравленного колодца".
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

"Мультимедийные учебные пособия в преподавании истории. Взгляд из "отравленного колодца".
Список статей
"Мультимедийные учебные пособия в преподавании истории. Взгляд из "отравленного колодца".
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11

Ответ продолжает автор учебного текста, кандидат исторических наук, профессор Л.Г. Косулина:

Перейдем к разбору конкретных замечаний рецензентов к тестам третьего уровня сложности (замечаний по тестам первого и второго уровней в рецензии не оказалось):

1. Они утверждают, что на вопрос о причинах того, почему Россия содержала самую многочисленную армию "правильного ответа вообще не предусмотрено". Для продвинутых, сообразительных учеников данный тест дается в усложненном варианте. В нем правильными являются сразу ДВА ответа (тестов, в которых сразу несколько правильных ответов, в программе немало): "Уязвимое геополитическое положение страны" и "Использование армии в полицейских целях". О первой из причин прямо говорится в лекции (это рецензенты заметили). Материалов для обоснования правильности последнего утверждения вся история России дает, увы, более чем достаточно, даже современная... Просто удивительно, что рецензенты даже с нескольких попыток "не осилили" этот нехитрый "ребус". У большинства абитуриентов с данным вопросом проблем не бывает...

2. Следующее замечание по тестам ("Почему Керенского называли "главноуговаривающим русской революции?") - опять вопрос "с подковыркой" и только для третьего уровня. Рецензенты считают данный вопрос некорректным, поскольку все ответы выглядят правдоподобными. Кстати, и в данном случае, и во многих других, рецензенты применяют против нас такое "испытанное оружие" историков советской школы, как цитирование с искажением. В их редакции правильный ответ звучит так: "Он считал своей задачей примирение враждующих сторон". Действительно, Керенского могли прозвать "главноуговаривающим" за многое, но прозвали - за вполне конкретное - "Он считал своей главной целью примирение противостоящих сторон и пытался найти со всеми общий язык, дабы избежать гражданской войны". Данный ОБУЧАЮЩИЙ тест не только позволяет узнать одно из прозвищ Керенского, которое активно использовалось большевиками для его дискредитации, но и, в каком-то смысле, делает его образ несколько более глубоким, а не только карикатурно-комическим.

3. Рецензенты считают некорректным и "неожиданное появление в ответах имени Арманда Хаммера" (речь идет о тестах к параграфу о внешней политике Советской власти). Одна из лекций параграфа "Экономические успехи советской внешней политики" вынесена в брошюру, но это не делает ее изучение для абитуриентов факультативным. Б. Богоявленский и К. Митрофанов умудрились не заметить в брошюре целый абзац (стр. 47), посвященный "дружбе" Ленина и Хаммера.

4. Похожая ситуация и с Тихвинской операцией. Про нее, действительно, ничего не сказано в основном тексте лекции, а вот в хронологии она описана: "1941. 10 ноября - 30 декабря. Тихвинская операция. Контрнаступление советских войск Волховского и Ленинградского фронтов, освобождение Тихвина. Отступление противника за реку Волхов".

5. Рецензенты пишут: "Не указан в лекции преемник Зиновьева в партийной организации Ленинграда, но вопрос о Кирове включен в состав контрольных именно в такой формулировке". В этой лекции имя Кирова не названо (говорится лишь об отстранении Зиновьева). Однако аккуратный абитуриент должен перед тестированием "пробежать" хронологию изучаемой эпохи, и он легко найдет там следующую запись: "1926. Январь. Отстранение Г.Е. Зиновьева от руководства ленинградской парторганизацией. На его место назначается C.М. Киров".

6. Следующее замечание:

"... в части лекции, посвященной "новой оппозиции", о Троцком сказано, что по отношению к этой группе он "занял выжидательную позицию", а правильный ответ на контрольный вопрос прямо относит Троцкого к участникам данной "ереси".

В тексте лекции, действительно сказано, что "Троцкий и его сторонники заняли в развернувшейся дискуссии выжидательную позицию". Но ведь речь идет лишь о "начале формирования новой оппозиции" и о 1925 годе. Вопрос же в контрольном задании задан про ВЕСНУ 1926 года, когда Троцкий уже сблизился со своими недавними противниками. Об этом сближении говорится (без датировки) в следующей же, после процитированной, фразе лекции. Точная дата этого события дана в игнорируемой рецензентами "Хронологии": "1926. Апрель. После сближения Зиновьева и Каменева с Троцким возникает так называемая "объединенная оппозиция"...". Как видно, тест коварный, но никакой ошибки нет.

7. Еще один вопрос о Троцком - и еще одно неточное цитирование. Очередной обучающий тест третьего уровня сложности на самом деле сформулирован так:

"Кем из большевистских лидеров в августе 1919 г была высказана идея подготовки конного корпуса численностью в 30-40 тыс. человек для броска его на Индию?"

Предложены три альтернативных ответа: Троцкий, Сталин, Бухарин. Догадаться совсем нетрудно: Кто Красной Армией занимался? Кто теорию перманентной революции разработал и претворял в жизнь всеми силами? Кто в августе 1919 года был "на коне" и особенно полон революционного оптимизма "во всемирном масштабе"? Типичный обучающий тест для продвинутых учеников. Кстати, еще и интересные параллели с современными "бросками на юг" просматриваются...



 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.022605 с. Яндекс.Метрика