ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи по проблемам информатизации образования arrow "Кризис выведет отечественный рынок компьютерных компакт-дисков на новый уровень".
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

"Кризис выведет отечественный рынок компьютерных компакт-дисков на новый уровень".

А. Харитонов

"Финансовые Известия" 1998, #61 (статья написана 10-го августа, за неделю до известных событий).

Кризис выведет отечественный рынок компьютерных компакт-дисков на новый уровень

Многие, судя по быстрому росту номенклатуры продуктов и по публичным победным реляциям их издателей, до сих пор искренне убеждены, что рынок компьютерных компакт-дисков - в фазе бума. Производители поддерживают данный миф, поскольку боятся отпугнуть инвесторов. Увы! Кризис наступил намного раньше, чем его ждали.

У кризиса есть две первопричины. Первая - переоценка глубины данного рынка. Многие полагают, что мультимедийные компакт-диски - это не более чем приманка, вспомогательное средство для расширения рынка домашних компьютеров. Но это не совсем точно. Справедливо лишь обратное - глубина рынка компакт-дисков на первом этапе его развития определялась количеством домашних компьютеров. Но эта идиллия продолжалась недолго. В 1995-96 годах, буквально за несколько месяцев, как джин из бутылки, возник (точнее, стал массовым) другой, не менее эффективный побудитель домашней компьютеризации - Интернет. Прогулки по глобальной информационной сети быстро стали одним из любимых занятий владельцев домашних компьютеров, неизбежно оттянув часть внимания от мультимедийных CD-ROM. Интернет-эйфория особенно характерна для США, и там кризис в секторе мультимедиа наступил раньше. Знаковым стал отказ недавнего главного энтузиаста компьютерных компактов Билла Гейтса от "закачки" миллиардов в разработку дорогих мультимедийных проектов. Тиражи дисков оказались ниже ожидаемых. Теперь он с не меньшим энтузиазмом вкладывает деньги в создание новых Интернет-ориентированных технологий (например, спутникового высокоскоростного доступа, сетевой коммерции и т.д.). В Европе, и в России в частности, наступление Интернета не приобрела пока американского размаха, но также наблюдается.

Вторая, главная, причина - кризис доверия потребителей. Новая, компьютерная форма издания привлекла новое поколение издателей и авторов, не имеющих глубоких корней и необходимой культуры. В результате на рынке компакт-дисков преобладают не профессиональные работы, а откровенная самодеятельность. Купив один-два таких диска и испытав жестокое разочарование, потребитель теряет желание тратить деньги впустую.

Немногочисленные "ветераны" разработки мультимедийных дисков, вполне профессиональные в техническом плане, часто остаются безнадежными дилетантами в области маркетинга. Их редкие авторские работы без необходимой профессиональной "раскрутки" тонут в девятом вале откровенной серости, остаются незамеченными основной массой потребителей, все более охладевающих к этому классу плодов прогресса.

Не редки случаи, когда издатели, во всестороннем профессионализме которых сомнений нет, на волне бума и лихорадочного "столбления" рыночных ниш и нишек начали суетливую погоню за количеством, сознательно снизив требования к качеству. Один крупный издатель заявил: "Мы стараемся делать диски среднего и выше среднего уровня". Другой был более откровенен: "Да, мы делаем халтуру, но раз эту халтуру покупают, значит, она - полезная". Увы, постепенно перестают покупать. Процитированные издатели достаточно плодовиты, именно благодаря этому они устанавливают "стандарт" посредственного качества, чем сами рубят сук, на котором сидят. И хотя многие ниши на рынке компакт-дисков еще не заполнены, а тиражи большинства дисков остаются смехотворно малыми, постепенно стал проявляться острый кризис перепроизводства.

Особенно не повезло тем, кто сознательно или случайно выпустил на рынок почти одинаковые продукты. Зачем на российском рынке сразу три "энциклопедии" пива? Как могут не загрызть друг друга четыре "энциклопедии" собак, выпущенные почти одновременно? Куда теперь девать семь или даже больше "энциклопедий" Москвы, выпущенных наперегонки к прошлогоднему юбилею города? Название "мультимедийная энциклопедия", которое раньше было очень модно у издателей компакт-дисков, постепенно не просто девальвировалось, а стало ругательным, коммерчески провальным. Американский рынок компакт-дисков еще в прошлом году называли "кладбищем продуктов", российский стремительно приближается к этому же состоянию. Общее количество наименований дисков перевалило за полторы тысячи. В наиболее "горячих" торговых точках уже не хватает места, чтобы ставить коробки лицом к покупателю. Из московских магазинов почти исчезли "демократичные" маленькие пластмассовые коробочки, лицензионные диски в них практически невозможно продать - их просто не замечают.

В этих условиях ключевым становится размер коробки (чем больше - тем скорее заметят) и правильность оформления даже не лицевой стороны, а - боковины. Например, нашей компании пришлось отказаться от традиционного замысловатого дизайна упаковки, окрасив коробку продукта "История России: XX век. Компьютерный учебник" в ярко красный цвет и практически ничем, кроме крупно написанного текста не украсив.

Цены на компакт-диски снизились до почти бросовых. Это произошло и под давлением пиратского рынка, формирующего стойкое отношение к программам, как к "халяве" даже у богатых потребителей, и в связи с реальным безденежьем основой массы россиян. Но и по бросовым ценам тиражами, большими, чем тысяча экземпляров в год продаются даже не все продукты, входящие в сотню самых успешных (см. TOP100 журнала "Домашний компьютер"). А тут еще с февраля текущего года наметился общий спад продаж компьютеров... Когда у покупателей нет денег даже на компьютеры, продавать в России лицензионные программы совсем трудно. По некоторым оценкам, в этом году традиционный "летний" спад продаж компакт-дисков начался еще в... марте и оказался необычайно глубоким - продажи упали в два-три раза...

По Москве прокатилась волна исчезновений совсем недавно открытых розничных отделов компакт-дисков и даже целых компьютерных салонов. Скоро можно ожидать волны слияний и банкротств терпящих бедствие издателей и дистрибъюторов. В смежном секторе офисного программного обеспечения этот процесс, ранее не характерный для российского рынка, уже "пошел" ("Галактика" объединилась с "Парусом", "1С" поглотил "ИСТ"). Средние по размеру фирмы, у которых нет ни большой инерции, ни возможности временно "лечь на дно", характерной для фирм маленьких, явно лихорадит. Начался кризис неплатежей, совершенно не характерный для компьютерной отрасли. Мы, например, решили отказаться от сотрудничества с некоторыми дистрибьюторами, так как (по имеющимся у нас данным) не исключаем их скорого банкротства.

Итак, рынок компакт-дисков находится в кризисе. Что же будет дальше? Прежде всего, потребителям не следует ожидать скорого появления на рынке большого числа новых крупных добротных продуктов, способных разорвать порочный круг кризиса жанра и создать новую волну спроса на диски. Конечно, мы, например, надеемся, что наш продукт - именно такой, но стали бы мы начинать его разработку сегодня? Однозначно - нет, в разгар кризиса делать крупные инвестиции - глупость. Ряд больших проектов уже давно начат и разрекламирован, и эти проекты будут завершены, хотя бы для того, чтобы не потерять лицо. Но погоды они, полагаю, не сделают. Большинство издателей продолжают увеличивать размер коробок, одновременно даже снижая размер новых продуктов...

Конечно, имея большой продукт, на рынке выжить легче - к нему и внимания больше, но сначала этот продукт надо сделать... Издателям "мелочевки" совсем плохо, больших денег их товар не стоит, а дешевые товары не любят продавцы - невыгодно, отвлекают покупателей и занимают дефицитное место. Постепенно и продавцы начинают от халтурных продуктов отказываться - медленно, но осознают, где корень их проблем...

Так каковы же перспективы наступления фазы зрелости? Очень туманные, как и все у нас... Начнем с очевидного. Круг игроков этого рынка - сформирован, новых внешних инвесторов, способных дать мощный старт, ждать не приходится. Сформирована и основная масса "ударных" продуктов. Игры, конечно, приходят и уходят (часто - локализации англоязычных), а вот продукты "долгоживущие", убежден, и через год останутся примерно теми же, что сейчас. Под "долгоживущими" имеются в виду продукты рентабельные, развивающиеся, переиздаваемые приличными тиражами - настоящие энциклопедии, полезные обучающие программы, словари, справочники. "Пена", ставшая, несмотря на малобюджетность, нерентабельной, с рынка постепенно уйдет. Многие издатели будут вынуждены отказаться от производства вала откровенной халтуры и начнут изыскивать возможности создавать продукты малобюджетные, но оригинальные и полезные. Именно появления продуктов такого типа, как первых ласточек выздоровления, следует, я надеюсь, ожидать в ближайшее время. Но их не может быть много - такие продукты непросто придумать... Ряд фирм, наверняка, развалятся или прекратят разработку новых мультимедийных компакт-дисков, ограничившись развитием уже созданных, и это - не поражение, а разумный маневр. Более упорные продолжат уже начатые и оказавшиеся удачными серии продуктов, эксплуатируя и развивая на "малой скорости" отработанную технологию и завоеванный авторитет (мы надеемся попасть в эту группу, создав полный мультимедийный курс истории России на 8-12 CD-ROMах).

Надеюсь, издатели постепенно цивилизуются и осознают, что мультимедийные издания, адресованные детям, нельзя продавать, если они не получили соответствующего гигиенического сертификата, а обучающие программы по школьным предметам, подобно традиционным учебникам и учебным пособиям, должны проходить такую же (если не более жесткую, учитывая очевидные проблемы с эргономикой) аттестацию в Министерстве Образования. Пока очень не многие имеют такой гриф.

Полагаю, что период зрелости рынка компакт-дисокв наступит у нас не очень скоро. А там, глядишь, накатится новое тысячелетие с эрой общедоступного высокоскоростного Интернета (Билл Гейтс часто угадывает, куда вкладывать деньги), в результате чего лазерный диск, даже стандарта DVD, как носитель, станет анахронизмом. Мультимедиа, как жанр, при этом не исчезнет, но это будет совсем другой рынок - без дистрибьюторов, магазинов, коробок.

Автор - генеральный директор компании "Клио Софт".

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!

 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.010863 с. Яндекс.Метрика