ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи об учебниках издательства "Клио Софт" arrow Интервью с А.Л. Харитоновым. "Копьютер Пресс", 1998, #7.
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
История России: XIX век

Rambler's Top100

Интервью с А.Л. Харитоновым. "Копьютер Пресс", 1998, #7.

Беседа с разработчиком

КомпьютерПресс. Почему вы решили создать мультимедийный курс именно по истории России?

Алексей Харитонов ("Клио Софт"). Наш коллектив сформировался из специалистов, имеющих профессиональный опыт работы в области создания программного обеспечения, преподавания истории и кинопроизводства. Именно это не совсем обычное сочетание профессиональных навыков и предопределило и тему и форму нашего продукта.

К.П. Почему сделан учебник именно XX века?

А.Х. Задуман полный курс. Но начать мы решили с XX века, поскольку именно по XX веку больше всего вопросов в экзаменационных билетах по истории Отечества. И с изобразительным материалом по XX веку меньше проблем...

К.П. Ваш продукт рассчитан на компьютеры с достаточно низкими для сегодняшнего дня характеристиками - он может работать под управлением Windows 3.1, на процессоре 80486 в разрешении 640 х 480, чем это вызвано?

А.Х. Все дело в том, что хотя у вас в журнале публикуются обзоры компьютеров с процессором Pentium II, в большинстве отечественных школ установлены компьютеры на базе 80386 и 80486. Мы исходили именно из аппаратного оснащения школ, которые, наряду с домашними пользователями, являются потребителями нашего курса. Естественно, можно было сделать продукт, который бы работал только под управлением Pentium, требовал бы 120 Мбайт для установки и использовал бы графику высокого разрешения. Но сколько учителей видели такой компьютер? Да и по московскому парку домашних компьютеров ориентироваться нельзя. Чем дальше от Москвы, тем меньше Пентиумов у домашних пользователей. Про школы - лучше и не говорить...

В принципе, наш продукт работает на компьютере, отвечающем стандарту MPC2 - минимальном компьютере, поддерживающем воспроизведение звука и видеофрагментов.

КП. Почему в качестве инструмента для разработки вы выбрали именно Microsoft Visual Basic. Ведь есть, например, популярный у нас пакет Macromedia Director, а учитывая стиль мультимедийной презентации, положенный в основу вашего продукта, он вполне мог быть реализован и на Microsoft PowerPoint?

А.Х. Мы рассматривали как вариант Macromedia Director, но нам показалось, что использование универсального языка программирования, такого, каким является Microsoft Visual Basic в сочетании с мультимедиа-библиотекой, дает большую гибкость, нежели какой-то закрытый специализированный пакет. Не хватает какой-то функции - ее можно дописать (или купить еще одну библиотеку, где такая функция есть). При работе с закрытым инструментом ты - его пленник. В конце концов мы остановились на библиотеке графических эффектов FXTools/VB фирмы ImageFX, которая содержит все необходимые для данного продукта мультимедийные функции. Что касается Microsoft PowerPoint, то он активно использовался для макетирования отдельных фрагментов презентаций, но использовать PowerPoint файлы напрямую нецелесообразно - 16-битная версия PowerPoint не позволяет отображать видеофайлы, да и места PowerPoint файлы занимают много.

.

К.П. Мне показалось, что для такой серьезной темы, как отечественная история, у вашего продукта довольно карикатурный интерфейс. Например, карикатурное изображение портрета приводит нас к... статье, посвященной Ленину.

А.Х. Карикатурный интерфейс имеет только справочное дополнение, расширяющее основной материал курса. Справочная информация по своей природе нейтральна и для нее карикатурный интерфейс, на наш взгляд, не противопоказан. Это - лишь небольшая оболочка вокруг серьезного мультимедийного учебника. При этом не стоит также забывать, что наш продукт - не энциклопедия, рассчитанная на широкий круг пользователей, а учебник, предназначенный прежде всего для школьников, которые уже знакомы со скучными, плохо иллюстрированными бумажными учебниками и им просто необходима какая-то доля игры, чуть-чуть развлечения, разрядки. От мультимедиа этого всегда ждут.

К.П. Создавая данный мультимедийный курс, учитывали ли вы опыт других отечественных изданий, зарубежных аналогов - мультимедийных исторических энциклопедий и обучающих систем?

А.Х. С аналогами у нас плохо. Может быть, мы не там искали, но прямых аналогов нашего учебника нам найти не удалось.

С энциклопедиями наш продукт сравнивать неправильно. Мы сами говорим, что благодаря наличию большого справочного материала и поисковой системы наш учебник можно использовать как историческую энциклопедию. Но это - только до тех пор, пока на рынке не появится настоящая историческая энциклопедия (например, на основе восьмитомной "Всемирной Истории"). У нас - учебник + справочник к нему. Не более. Вводить в заблуждение потребителей мы бы не хотели.

Если вернуться к аналогам, то следует упомянуть мультимедиа-очерки по истории "Александр и Наполеон", "Генералиссимус Суворов". Это - авторские работы познавательно-развлекательного характера. Мультимедийные слайд-шоу, которые имеются в этих изданиях в чем-то подобны нашим. Но несравнимы объемы. У нас более 24 часов дикторского голоса при смене иллюстраций каждые 5-8 секунд. Кроме того - наш продукт - это именно учебник, то есть инструмент, предназначенный для решения вполне конкретной функциональной задачи - изучение истории России в объеме школьной и (отчасти) вузовской программы. Наш продукт - это своего рода автоматизированная "фабрика знаний". На входе - олух, отупевший от леталок-стрелялок, на выходе - Гражданин. Сказано слишком высокопарно, но стремились мы именно к этому.

К.П. Что вы можете сказать по поводу подачи исторического материала в различных энциклопедиях, которые последнее время буквально наводнили наш рынок? В большинстве из них нет каких-либо ссылок на источники, что ставит под сомнение достоверность представленного в них материала.

А.Х. Рынок наводнили не энциклопедии, а "мультимедийные альбомы", которые их издатели часто называют энциклопедиями. В энциклопедии главное - полнота, добротность текста. Я не верю, что настоящую мультимедийную энциклопедию можно создать "с нуля" за несколько месяцев. Даже Microsoft после многих лет работы над "Энкартой" недавно была вынуждена закупить для ее будущих изданий права на текст добротной бумажной энциклопедии. У мультимедиа-учебников - похожая ситуация. Но тут главное - не сам текст (его просто не так много, как в энциклопедии), а методика, технология обучения (в связке с текстом, точнее - со сценарием). Надо сотрудничать с хорошими методистами, понимающими возможности мультимедиа. Что касается исторического материала, то - мало его пока. Некоторые разработчики просто берут историческую кинохронику без особого разбора - для увеличения объема издания. Вообще, жанр мультимедиа-энциклопедии провоцирует разработчиков к случайному подбору иллюстраций. Когда иллюстрируешь лекцию "по голосу" точную по смыслу картинку подобрать намного сложнее. Это заставляет поработать c большим количеством "руды".

Случаев использования добротного исторического текстового материала в отечественных разработках (за исключеним "Брокгауза и Эфрона" и БЭ "Кирилла и Мефодия") я просто не знаю.

Что касается ссылок на источники, то их отсутствие во многих мультимедиа-изданиях объясняется либо тем, что не все в порядке с авторскими правами, либо тем, что авторы сами стесняются своего текста... У нас ссылок так много, что в программе пришлось создать специальный блок - список литературы. Это - не считая громадных титров и нескольких тысяч подписей под фотографиями.

К.П. На какой рынок в большей степени ориентирован ваш мультимедиа-учебник, на школьный или на домашний?

А.Х. Мы старались сделать универсальный продукт, пригодный и для использования в компьютеризированном классе и для самостоятельной работы на домашнем компьютере. Школы пока мало готовы к столь радикальной смене технологии обучения, которую позволяет осуществить наш учебник. И дело не только в недостаточной оснащенности. Главное - в том, что подавляющее большинство учителей-предметников (а гуманитарии - в особенности) еще не созрели психологически даже для использования компьютера в качестве вспомогательного инструмента обучения (для тестирования и т.п.), а мы вдруг сразу предлагаем сделать его основным инструментом. На некоторых учителей это производит такое впечатление, как будто их познакомили с гуманоидом. А репетиторы прямо говорят, что мы - их могильщики и они наш учебник ни в коем случае рекламировать не будут. Они правы. Именно осложнением жизни репетиторов в первую очередь мы и планируем заниматься. Эта рыночная ниша - наиболее зрелая. На гуманитарные факультеты сейчас высокий конкурс.

К.П. Почему ваш учебник стоит так дешево - 40 долларов за 4 CD-ROM и брошюру?

А.Х. Чем больше мы (после двухлетней самоизоляции) знакомимся с тем, что есть еще на мультимедийном рынке, тем чаще сами себе задаем этот же вопрос... Будем считать эту цену временной, раскруточной.

К.П. Судя по названию вашей фирмы, вы и в дальнейшем собираетесь специализироваться именно на мультимедийном представлении исторических наук?

А.Х. Да, нам это интересно. Наши намерения ясны и из имени нашего Web сайта - www.history.ru. Планируется в итоге сделать полный курс истории России - с древнейших времен. Но не ждите его через три месяца. Мы работаем иначе... Я даже не исключаю, что он выйдет сразу на DVD.

Сейчас непросто заниматься крупными мультимедиа-проектами. После МММ, "Чары" т.п. трудно уговорить людей хранить сбережения в банке. Аналогично, в условиях засилья МММ-мультимедиа, непросто окупить дорогой проект. Пресса может немного помочь, но ей тоже - не все верят. Зато - слухами земля полнится, и в этом плане мы полны оптимизма.

Беседу вел Алексей Федоров

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!

 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.011618 с. Яндекс.Метрика