ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи по методике преподавания истории arrow ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО УЧЕБНИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО УЧЕБНИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
(Статья в журнале "Преподавание истории в школе" #3, 2000 г.)

Н.Г. РЫЖКОВА

Развертывание научно-технического прогресса с неизбежностью ведет ко все более широкому внедрению компьютерных технологий в учебный процесс. Уже ушло в прошлое известное противопоставление учебных дисциплин, доступных технологизации, и дисциплин, не доступных этому процессу. Скептицизм в отношении компьютеризации преподавания гуманитарных дисциплин был окончательно разрушен появлением в 1997 г. первого компьютерного (мультимедиа) учебника "История России. XX век" (авторы - Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина).

В 1998/99 учебном году в Курском монтажном техникуме было начато практическое использование названного учебника. За этот небольшой период нами наработан определенный опыт применения компьютерного учебника в преподавании истории.

Идеальным вариантом работы с учебником являются занятия в компьютерном классе. Компьютерный учебник подходит для организации самостоятельной работы учащихся. Будучи одновременно и собственно учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией, и справочником, и видеофильмом, он позволяет обеспечить учебными материалами и заданиями каждого учащегося, а также дает возможность организовать сплошной контроль результатов самостоятельной работы. Контроль качества выполнения заданий может осуществляться в разных режимах.

Поскольку компьютеры функционируют автономно, то преподаватель имеет возможность использовать время на занятии для индивидуальной работы с отдельными учащимися, "отключенными" от самостоятельной работы. Возможен и самостоятельный выбор учащимися объема учебной информации: изучение не только основного материала учебника, а также и дополнительной информации по интересующему историческому сюжету (документ, персоналии и т.п.).

Если учащийся не усвоил ту или иную информацию, он имеет возможность приостановить лекцию и вернуться к необходимому материалу, что позволяет индивидуализировать темп учебно-познавательной деятельности.

В большинстве учебных заведений компьютерные классы перегружены, и поэтому занятия по истории чаще всего проводятся в обычной аудитории. Однако это не означает, что следует отказаться от использования компьютерного учебника по истории. Вполне достаточно, чтобы в аудитории имелся современный компьютер, соответствующий требованиям инструкции по эксплуатации программы.

Главной трудностью организации групповой работы с компьютерным учебником является органичное включение его в структуру урока. Первый вариант решения данной проблемы - это использование отдельных фрагментов учебника для иллюстрации тех или иных положений учебной лекции, а также для контроля за усвоением учащимися учебного материала. Второй вариант ў это применение самостоятельной работы учащихся в условиях модульной системы обучения, с основами которой можно ознакомиться по монографии П. Юцявичене "Теория и практика модульного обучения" (Каунас, 1989), а также по пособию "Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы" под редакцией Т.И. Шамовой (М., 1994).

Модульная программа должна соответствовать тому или иному разделу компьютерного учебника, модули - соответствующим параграфам, а учебные элементы - подпараграфам. При работе с учебными элементами учащиеся получают задание составить краткий план-конспект, который затем может быть проведен по образцу в любом режиме контроля. Для проверки усвоения модульной программы используются конкретные задания, представленные в учебнике тестовыми вопросами четырех типов: тест с выбором одного или нескольких вариантов из предлагаемого набора; приведение в соответствие таблиц; выбор названия термина по описанию; кроссворд. Поскольку кроссворд - самый трудоемкий тест, то при вычислении итоговой оценки он приравнивается к трем тестам других типов.

Для выполнения тестовых заданий устанавливается определенное время. Выполнение первых трех тестов является обязательным для получения оценки. Кроссворды решаются по желанию и оцениваются отдельно.

Компьютерные задания выводятся на экран телевизора. Учащиеся выполняют задание на листах через копирку. Один экземпляр сдается преподавателю на проверку. Затем на экране телевизора демонстрируются правильные ответы. Учащиеся сравнивают их со своими и получают немедленное сообщение о верном выполнении задания или о допущенной ошибке и необходимости доработки учебного материала. Такая оперативная информация помогает учащимся объективно оценивать свою учебную деятельность.

Большую помощь может оказать компьютерный учебник и самому преподавателю при подготовке учебных лекций, составлении проблемных заданий и контрольных тестов.

Наш опыт показал, что использование компьютерного учебника вызывает у учащихся интерес к изучению истории, в определенной мере позволяет дифференцировать их учебную деятельность, способствует улучшению управления их познавательной деятельностью.

Нина Григорьевна Рыжкова - преподаватель истории, Курский монтажный техникум.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!

 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.015066 с. Яндекс.Метрика