ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи по методике преподавания истории arrow Использование мультимедийного учебника "История России: ХХ век" в Финансовой академии
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Использование мультимедийного учебника "История России: ХХ век" в Финансовой академии

Использование мультимедийного учебника "История России: ХХ век" в Центре мультимедиа технологий в обучении Финансовой академии
 
Директор Центра мультимедиа технологий к.п.н. Разумовская Н.В.

 

Мультимедийный учебник "История России: ХХ век" был апробирован в учебном процессе Финансовой академии в 1998-99 учебном году. Программная система, приобретенная Центром мультимедиа технологий в обучении, была установлена в классе отрытого доступа - Медиатеке, специально оборудованном мультимедийном классе. Параллельно была разработана схема внедрения программной системы в учебный процесс. Опыт такого внедрения может быть интересен тем Вузам и учебным заведениям, где преподаватели гуманитарных дисциплин никогда не использовали компьютер в учебном процессе и имеют определенный психологический барьер, известный в дидактике компьютерного обучения.
Первым шагом на пути внедрения было проведение совместного семинара Кафедры истории и Центра мультимедиа технологий в обучении, где директором Центра была представлена программная система. Была показана структура мультимедийного учебника, выделены основные функциональные возможности, акцентированы особенности интерфейса, подчеркнуты мультимедийные достоинства системы.
Необходимо заметить, что достоинства данной разработки, очевидные специалистам по информатике, связанные с качеством учебника как мультимедийного продукта, такие как: богатое графическое и уникальное видео сопровождение, профессиональное звуковое оформление, нетривиальная структура системы, включающая, кроме лекционного и тестового материала, значительный перечень персоналий, хронологию, архив документов, - не были определяющими для специалистов кафедры.
Этот момент стоит обсудить, так как ситуация достаточно характерная. В отличие от специалистов - предметников, специалисты по учебной информатике, определяют качество мультимедийных продуктов, в силу профессионального опыта, на уровне экспертной оценки. Причем базируется оно на критериях, связанных, в том числе, и с технологией разработки учебного программного обеспечения. Известно, что уровень технологического качества, в конечном счете, определяет возможные формы и методы работы с программной системой, что непосредственно влияет на педагогическую эффективность, а, зачастую, определяет и уровень мотивации учащихся.
Специалисты предметники, не имея существенного опыта в использовании учебного программного обеспечения, еще не выработали критериев оценки, не имеют опыта, на который можно опереться при отборе. Для них решающим критерием оценки является пока только содержание материала, а для такого предмета как история играет роль и трактовка определенных исторических событий, по которым специалисты - историки разделяются на "своих" и "чужих". При этом многие характеристики программы остаются "за кадром" восприятия.
Отсюда первый вывод. Необходимо проведение регулярных семинаров для показа и обсуждения существующих программных пакетов, для того чтобы преподаватели гуманитарных дисциплин смогли выработать критерии оценки учебного программного обеспечения, увидели возможности новых технологий в обучении, научились видеть структурные отличия и особенности организации взаимодействия с программой, смогли выработать свою методику использования программы в учебном процессе.
Второй вывод. Сложившийся преподавательский коллектив, ведомый сильным специалистом в своей области, часто имеет единый взгляд на трактовку исторических событий и этапов развития страны. Специфику научных школ гуманитарной направленности необходимо учитывать при разработке, так как выбор программного пакета предметниками определяется предложенной авторами трактовкой того или иного события, или состава сопровождающих  тему документов.
В Финансовой академии для мультимедийного учебника "История России: XX век" была выбрана форма самостоятельной работы студентов в Медиатеке - мультимедийном классе открытого доступа, что позволило начать работу еще до подготовки преподавательского состава кафедры.
Студенты первого курса направлялись преподавателями истории для самостоятельного прохождения определенных тем. В 1998-1999 учебном году- это были темы "НЭП" и "Перестройка". В новом учебном году - "Начало века... экономическая политика..". Студенты работали в индивидуальном режиме в удобное для них время, прослушивали лекционный цикл и проходили тест, завершающий тему. Режим тестирования не был жестким, учащимся, получившим оценку ниже желаемой, предоставлялась возможность прослушать лекцию вновь и повторить тест. Таким образом, почти 90% студентов получили отличные и хорошие оценки. Всего мультимедийные лекции прослушали за два семестра около 120 студентов. При этом основная нагрузка легла на сотрудников Центра. Так как работа учащихся в режиме самостоятельной работы требует и индивидуального сопровождения неподготовленных пользователей, особенно тех, кто впервые работал с мультимедийной системой. Хотя многие студенты довольно легко справились с управлением и вопросами теста. Более того, достаточно быстро наиболее активные студенты нашли недочеты разработчиков в первой версии учебника. Так вход в тест стал осуществляться сначала без повторного прослушивания лекции, а затем и вовсе без прослушивания. Спустя некоторое время номера правильных ответов становились известными всем в пределах одной учебной группы. Приходилось принимать организационные меры, в том числе и менять выбор тем.
В целом, заинтересованность студентов была весьма высокой, форма самостоятельной работы удобной. Выборочный опрос студентов и преподавателей показал, что уровень доступности соответствует требованиям для 1 курса экономического вуза, как по содержанию, так по структуре и интерфейсным решениям.
Появление сетевой версии учебника позволит апробировать форму групповой работы в Медиатеке, подключить к проведению занятий преподавателей истории, увеличить число изучаемых тем, глубже использовать возможности мультимедийной системы. Привлечение к занятиям преподавателей истории позволит более подробно оценить достоинства и недостатки содержательной части мультимедийного учебника.

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!

 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.014049 с. Яндекс.Метрика