ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи по Всеобщей истории arrow Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим. Учебно-методический комплекс
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим. Учебно-методический комплекс
Список статей
Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим. Учебно-методический комплекс
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9

ПРОГРАММА

по истории культуры древнего мира

 

Введение

 

Термин и понятие “культура”. Истоки культуры древневосточных цивилизаций.


история культуры древнего востока

 

Мифология народов древнего Востока

 

Происхождение термина “миф”. Понятие “миф”. Причины появления мифов. Мифологическое мышление. Миф и обряд. Роль обрядно мифологического комплекса в развитии культуры. Общее и особенное в мифологии древневосточных народов. Типология мифов.

 

Письменность народов Древнего Востока

 

Возникновение письменности. Условия и предпосылки. Этапы развития.

Древнеегипетская письменность. Ее характер и особенности. Виды письма. Писчий материал. Дешифровка древнеегипетской системы письма.

Письменность народов Месопотамии. Особенности и ареал распространения. Писчий материал. История дешифровки.

Хеттская письменность. История открытия хеттских памятников письменности. Богазкейский архив. Дешифровка хеттской клинописной системы письма. Письменность и языки народов, населявших Хеттское государство.

Письменность народов Восточного Средиземноморья. Влияние социально-экономического развития государств Восточного Средиземноморья на формирование письменности. Роль письменности аккадцев и древних египтян. Протобиблское письмо. Создание консонантного алфавита. Угаритское письмо. Финикийская письменность и ее историческое значение.

Письменность древнего Ирана. Заимствования персов в области письменности. Характер письменности персов. Письменность и языки народов, населявших древнеперсидское государство.

Письменность народов древней Индии. Индская письменность и ее судьба. Письменность в Ведийский период и эпоху Маурья. Виды древних алфавитов.

Письменность в древнем Китае. Уникальность китайской письменности. Возникновение письменности: данные традиции и археологии. Этапы развития древнекитайской письменности. Писчий материал.

 


Литература народов древнего Востока

 

Условия развития литературы. Ее истоки. Основные жанры.

Литература древнего Египта. Литературные жанры, распространенные в Египте. Основные литературные произведения. Литературные приемы.

Литература народов древней Месопотамии. Этапы развития литературы. Формирование основных жанров. Наиболее выдающиеся литературные произведения. Особенности литературы народов Месопотамии.

Литература хеттов. Жанры. Образцы литературных произведений. Историческая роль литературы древних хеттов.

Литература народов Восточного Средиземноморья. Условия ее развития. Храмовая библиотека Угарита. Литература народов Палестины. Формирование Библии. Ее структура. Основные редакции Библии. Основные источники Библии.

Литература древнего Ирана. Авеста как выдающийся литературный памятник ираноязычных народов. Структура и содержание Авесты как литературного произведения.

Литература народов древней Индии. Ведийские тексты. Основные жанры. Драматургия в древней Индии.

Литература древнего Китая. Этапы развития и основные жанры.

 

Естественнонаучные знания в странах древнего Востока

 

Источник и условия развития науки. Накапливание знаний. Математические знания. Развитие астрономии. Медицина. Географические и исторические знания. Развитие права. Правовые памятники древности.

 

Религия народов древнего Востока

 

Роль религии в развитии древневосточных государств. Основные этапы формирования религиозных воззрений древневосточных народов и их особенности. Остатки первобытных верований. Общинные культы. Формирование пантеонов. Обрядовая сторона. Жречество и его роль. Обожествление правителей

Древнеегипетская религия и ее особенности

Религия народов древней Месопотамии.

Исторический путь хеттской религиозной системы.

Особенности формирования религиозных верований у народов Восточного Средиземноморья. Историческое значение иудаизма.

 Религия древних иранцев. Терминологический аспект вопроса названия религии. Проблема дуализма. Этика. Место и роль культа Митры.

Религия народов древней Индии. Религия Мохенджо-Даро и Харапппы. Религия в Ведийский период. Брахманизм. “Неортодоксальные” религиозные течения. Буддизм. Индуизм.

Религия древнего Китая. Связь с философскими системами.

 

Архитектура и изобразительное искусство народов древнего Востока

 

Основные виды и жанры искусства. Их иерархия. Основные направления развития архитектуры.

Архитектура древних египтян. Культовая архитектура. Гробницы. Храмовая архитектура. Причины развития. Типы храмов. Принципы строительства. Выдающиеся архитектурные сооружения. Гражданская архитектура. Изобразительное искусство древних египтян. Жанры. Формирование основных канонов. Египетский рельеф. Его особенности. Древнеегипетская скульптура. Статуарные типы. Скульптурный портрет. Амарнский период в изобразительном искусстве. Живопись. Выдающиеся произведения древнеегипетского изобразительного искусства.

Архитектура народов древней Месопотамии. Культовая и гражданская архитектура и ее особенности. Изобразительное искусство. Особенности рельефа и выдающиеся образцы. Скульптура.

Архитектура и изобразительное искусство древних хеттов.

Архитектура и изобразительное искусство народов Восточного Средиземноморья.

Архитектура и изобразительное искусство древнего Ирана.

Архитектура Индской цивилизации. Культовая архитектура эпохи Маурья. Древнеиндийская скульптура.

Особенности культовой и гражданской архитектуры древнего Китая. Прикладное искусство.

 

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА

 

Введение

 

Понятие “античность” и “античная культура”. Условия  и особенности развития античной культуры. Понятие  “культура” в античную эпоху. Культурный синкретизм в античном обществе.

 

Город в древней Греции

 

Возникновение городов в Греции. Роль синойкизма. Основные типы греческих городов. Теория Гиппократа о регулярном городе. Акрополь. Нижний город. Некрополь. Афины. Афинский апрополь. Основные архитектурные сооружения. Афинская агора: ее назначение и основные общественные здания. Фортификационные сооружения Афин.

 

Быт древних греков

 

Эволюция жилища. Основные типы греческих домов. Обстановка в домах. Распорядок дня древних греков. Кулинарное искусство. Симпосии.  Одежда и обувь древних греков.

Греческая семья. Эволюция семейных отношений. Отношение государства к семье. проблема семьи в трудах греческих мыслителей. Заключение брака. Выбор невесты. Обручение. Брачный договор. Обряд бракосочетания. Положение женщины. Причины разводов.

Дети в спартанских семьях. Спартанская и афинская системы воспитания.

 

Греческая религия

 

Религия в крито-микенскую эпоху. Основные религиозные культы. Эгейская зоолатрия.

Религия греков в архаическую и классическую эпоху. Остатки первобытных верований. Погребальный культ. Семейно-родовые отношения. Земледельческий культ. Оформление олимпийского пантеона. Второстепенные божества. Герои.

Греческие святилища. Их роль в общественной и политической жизни Эллады. Дельфийское святилище. Его организация и функционирование. Оракул Додона.

Элевсинские мистерии.

 

Общеэллинские празднества и зрелища

 

Происхождение, содержание, сущность и роль празднеств в жизни древних греков.

Олимпия и всегреческий олимпийский праздник. Основные общественные постройки Олимпии. Программа празднества, его организация. Социальные состав участников соревнований. Чествование победителей. Размывание этических основ олимпийских игр в эллиничестический период. Судьба олимпийских игр; их историческое значение.

Пифиады. Истмийские и Немейские игры.

Великие и малые Панафинеи. Великие и Малые Дионисии в Афинах.

Древнегреческий театр. Происхождение театра. Его устройство. Крупнейшие греческие театры. Организация театральных представлений. Техника театральных постановок. Роль театра в общественной жизни древних греков.

 

Древнегреческая архитектура

 

Дворцовая архитектура Крита. Микенские цитадели и погребальные сооружения.

Возникновение ордерной системы в архаический период. Основные ордеры. Храмовая архитектура. Основные типы архаических храмов. Архитектурные элементы древнегреческих храмов. Выдающиеся памятники архитектуры архаического и классического периодов.

Новации в архитектуре эллинистического периода.

 


Древнегреческая скульптура и живопись

 

Происхождение древнегреческой скульптуры. Основные статуарные типы архаического периода. Декоративная скульптура. Назначение скульптур. Понятие художественного образа.

Выдающиеся мастера пластики V–IV вв. до н.э. и их произведения.

Характерные черты монументальной скульптуры в период эллинизма. Искусство портрета.

Вазовая живопись. Основные стили и сюжеты. Выдающиеся мастера вазовой живописи. Портретная живопись в эллинистический период.

 

Римский город

 

Возникновение города Рима. Его планировка. Акведуки. Мосты. Римский форум. Основные общественные здания. Императорские форумы. Дворцы римских императоров.

Другие римские города. Помпеи и Геркуланум. Портовые города. Города, возникшие на основе римских легионных лагерей. Римские города в восточных провинциях.

 

Римский дом и частная жизнь римлян

 

Жилища раннего Рима. Деревенская усадьба. типы городских домов. Аристократические дома Помпей. Распространение инсул. Обстановка в домах. Хозяйственная утварь. Режим дня и питание римлян. Одежда и обувь.

Римская семья. Заключение брака. Формы браков. Римская свадьба. Власть отца в семье. Положение женщины. Дети в семье. Система воспитания и образования.

 

Римская религия

 

Основные этапы развития римской религии. Римская религия в эпоху республики. Основные культы. Следы первобытных верований. Влияние греческих культов. Основные группы римских божеств. Организация культа. Жреческие коллегии. Реформация римской традиционной религии Августом. Императорский культ. Зарождение христианства. Этапы распространения христианства в римском обществе. Религиозная политика римских императоров. Историческая роль раннего христианства.

 

Зрелища в древнем Риме. Досуг римлян

 

Гладиаторские бои. Происхождение гладиаторских игр. История гладиаторских игр. Колизей. Организация игр. Гладиаторские школы. Отношение к играм.

Римский театр. Происхождение театра в древнем Риме. Отличие римского театра от греческого. Виды театральных представлений. Строительство театров. Роль театра в культурной и политической жизни римского общества.

Конные ристания. Устройство цирков. Организация соревнований. Политический характер состязаний.

Триумфальные шествия. Происхождение, организация и роль триумфов. Юбилейные игры.

Римские термы. История развития терм. Их устройство, внутреннее оформление. Термы Каракаллы и Диоклетиана. Место и роль римских терм в общественной жизни древних римлян. Отношение к термам.

 

Изобразительное искусство древнего Рима

 

Этрусское искусство.

Особенности развития искусства в период Республики. Взаимодействие с греческим искусством. Развитие стенной живописи. Основные типы статуарного портрета. Римский портрет в период поздней республики. Рельеф.  Алтарь Гнея Домиция Агенобарба.

Искусство Римской империи. Развитие официального придворного портрета. Создание женских и детских скульптурных портретов.

Портретное искусство в период правления Юлиев-Клавдиев и Флавиев.

Расцвет римского искусства в период правления Антонинов. Траяновский и адриановский этапы в портретной скульптуре.

Изменение художественных принципов в период правления поздних Антонинов.

Изменение стиля римского портрета в III в. н.э.

Основные стили в портретной скульптуре в последние века Римской империи. Христианское искусство.

 

Заключение

 

Античная культура как результат культурного взаимодействия народов Средиземноморья. Условия и причины расцвета античной культуры. Роль античной культуры в развитии современной цивилизации.

 


ЛИТЕРАТУРА К ЗАЧЕТУ ПО курсу

“ИСТОРИя КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО МИРА”

 

Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982.

Васильев П.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

Васильев Л.С. История религий Востока. М,, 1983.

Герни О.Р. Хетты. М., 1987.

Гюламирян Р.А. Культура древнего мира. Ч. 1. Миф и ритуал в культуре древнейших обществ. Египет и Месопотамия. Пермь, 1996.

Дандамаев М.А. Вивилонские писцы. М., 1983.

Ерасов Б.С. Культура, религия, цивилизация на Востоке. М., 1990.

Иванов В.В. Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии. М., 1977.

Искусство древнего Египта. М., 1972.

История Иранского государства и культуры. М., 1971.

Кинк Х.А. Как строили египетские пирамиды. М., 1967.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере /Пер. с англ. М., 1965.

Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967.

Культура древней Индии. М., 1975.

Кьера, Эдвард. Они писали на глине. М., 1984.

Матвеев К.Л., Сазонов А.А. Когда заговорила клинопись. М., 1979.

Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л., 1956.

Матье М.Э. Из истории семьи и рода в Древнем Египте //Вестник древней истории. 1954. № 3.

Матье М.Э. Искусство древнего Египта. Л.-М., 1961; М., 1970.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. М., 1975;1982.

Тураев В.А. Египетская литература. М., 1920.

Тюляев С. Искусство Индии. М., 1968.

Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.-М., 1958.

Целлер Каталина. Архитектура страны фараонов. Жилище живых, усопших и богов /Пер. с венг. М., 1990.

Церен Э. Библейские холмы. М., 1966.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПЛАНЫ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Практические занятия по истории древнего мира являются одним из важнейших видов учебной работы студента. Их задача состоит в расширении знаний по общему лекционному курсу, закреплении правильного понимания основных проблем истории древнего мира. На практических занятиях рассматриваются темы, связанные с проблемами возникновения древнейших рабовладельческих государств, особенности их социально-экономического и политического развития.

В основе практического занятия лежит критический разбор источников. Поэтому работе на практических занятиях должна предшествовать самостоятельная подготовка студентов, связанная с изучением исторических источников. Специальная научная литература рекомендуется с целью оказать помощь в критическом осмыслении источников.

 

Подготовка к практическому занятию

 

В первую очередь студент должен внимательно ознакомиться с планом занятия, найти обязательную литературу, указанную в списке, и, по возможности отобрать что-либо из списка дополнительной литературы. Прежде чем приступить к работе над литературой, студент должен прочесть методические указания к теме, которые призваны помочь в анализе тех или иных пунктов плана. Затем студент должен обратиться к соответствующей главе учебника для того, чтобы получить общее представление о теме; нужные моменты можно зафиксировать. После этого студент может приступать к чтению и анализу исторических источников, к работе над научной литературой.

Исторические источники конспектировать не обязательно (их тексты имеются в практикумах и хрестоматиях, которые выдаются студентам на каждое практическое занятие), но при чтении источников полезно фиксировать в тетради свои выводы по ним и делать ссылки, чтобы при ответе на вопрос без труда отыскать нужное место и проиллюстрировать вывод, зачитывая текст из источника.

Приступая к работе со специальной литературой, целесообразно прочесть вначале введение или предисловие каждой книги, затем просмотреть заключение и оглавление – это позволит сориентировать студента в том, что именно нужно читать: определенные разделы или проработать всю книгу в целом. После этого можно приступить к конспектированию работы. Целесообразно записывать не только основные положения, цитаты, но и свои соображения, оценки, критические замечания и т.п. Наиболее подробно следует конспектировать те места, которые непосредственно будут использованны при ответе. Записи нужно делать точные, но своими словами, самостоятельно; фразы, взятые целиком, заключаются в кавычки, ссылка на страницу дается в скобках или выноситься на поля.

Конспект не должен иметь сплошного текста – таким конспектом трудно пользоваться при ответе. Лучше всего весь материал распределить по вопросам плана практического занятия.

 

 

 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.013967 с. Яндекс.Метрика