Страница 3 из 4
Прочитайте документ № 13 Свадебный регламент.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Почему Совет города решил ограничить роскошь? 2.Об
интенсификации каких процессов в городах говорят принимаемые в конце XII – начале XIV вв. законы против роскоши?
Обратите
внимание на следующую информацию:
Начиная с XI в. города как центры ремесла и торговли были
органической составной частью средневековой Европы. Однако именно в городах
зародились процессы и институты, обеспечившие возможность самопроизвольной
перестройки цивилизации европейского средневековья. В городе появилась и
закрепилась полная частная собственность на землю, в нем происходило
постепенное накапливание денежных средств, прежде всего, в результате развития
транзитной торговли и ростовщических операций. Торговля способствовала развитию
мореплавания, сделавшего возможными Великие географические открытия и первый
территориальный раздел мира – между Испанией и Португалией (1494 г.).
Постепенная дифференциация ремесленных цехов создавала предпосылки для
появления рассеянной мануфактуры. Активная индивидуальная деятельность на свой
страх и риск торговцев, ростовщиков, скупщиков содействовала росту личностного
начала, необходимого для перехода к Новому времени. Крупные города часто были
центрами университетской науки, которая при всей своей схоластичности развивала
рационалистическое мышление, являющееся одним из характерных признаков
современной западноевропейской цивилизации.
Прочитайте документ №14 “Диктат папы.” Ответьте на следующие
вопросы:
1.Какие статьи документа показывают, что Григорий VII ставил власть папы выше власти императора? 2.Какими
средствами Григорий VII рассчитывал добиться
приоритета духовной власти перед светской?
Отвечая на вопросы, учтите следующие
обстоятельства:
1.Католическая
церковь играла в средневековой Европе громадную роль. Владея одной третью всех
обрабатываемых земель и обладая централизованной иерархической организацией
духовенства, включавшей епископат, среднее и низшее белое духовенство,
монастыри, духовно-рыцарские и нищенствующие ордена, инквизиционные суды ,
папскую курию (приближенное к папе высшее духовенство), папских легатов (послы
и исполнители воли папы), римская католическая церковь во главе с папой
претендовала на то, чтобы управлять обществом. Возможности церкви возрастали
благодаря тому, что образованными людьми в период Средних веков были почти
исключительно церковнослужители. Поэтому светская власть была вынуждена искать
себе советников в церковной среде. Население средневековой Европы искренне
верило в христианского бога, в связи с этим право отлучения от церкви , которым
обладал папа римский, представляло собой действенный способ воздействия на
светскую власть. Отлучение от церкви населения какой-либо области или страны
вело к прекращению в ней богослужений и всех других видов религиозного
обслуживания населения. Авторитет церкви усиливался тем, что она заботилась о
бедных, больных, стариках и сиротах, а также в первой половине XI в. возглавила движение против частных феодальных войн
за «божий мир» и «божье перемирие» (длящееся фиксированное время прекращение
военных действий).
Борьба духовной
и светской власти проходит через все средневековье. Она принимала разные формы
(борьба пап и императоров, борьба пап и королей национальных государств) и шла
с переменным успехом. В борьбе пап и императоров победила церковь, но
противоборство папства и национальной государственности завершилось победой
светской власти, которую затем закрепила Реформация. Причина успеха церкви
заключалась в том, что натуральное хозяйство, которое господствовало в Европе
до XI в. и преобладало вплоть до конца XII века содействовало слабости, а затем и номинальности
власти императора, который формально назывался императором Священной Римской
империи. После Верденского раздела империи Карла Великого (843 г.) границы
империи многократно менялись, но по преимуществу она включала территории Италии
и Германии (вместе или по отдельности). Причины победы национальной
государственности были связаны с постепенной централизацией Франции и Англии на
основе развития товарно-денежных отношений и формирования
сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.). Максимальное усиление власти папства – XII-XIII вв.
Прочитайте документы №№15,16,17 “Осада и взятие Иерусалима”, “Взятие
Иерусалима Саладином”, “Захват и разгром Константинополя”. Ответьте на следующие
вопросы:
1. Какие цели преследовали организаторы и участники
крестовых походов? 2. К каким результатам привели крестовые походы?
Отвечая на вопросы, имейте в виду, что:
Под крестовыми походами в узком
смысле слова имеются в виду длительные военно-колониальные экспедиции
европейских рыцарей, происходившие с конца XI и до конца XIII вв.
на Ближнем Востоке – в Сирии , Палестине , Египте, а также на Балканском полуострове, на острове Кипр и в некоторых других регионах. Крестовые походы в Святую землю -- одно из проявлений
феодально-религиозной экспансии Западной Европы с целью распространения
христианства католического образца,
завоевания новых земель и приобретения богатств. Наиболее общей причиной этой экспансии был
экономический подъем Х-ХШ вв., приведший к
росту народонаселения Западной Европы и как следствие - к недостатку
продовольствия и земель. Внешне
крестовые походы носили религиозный
характер, так как их официальной целью считалось освобождение
Палестины от "неверных"
(мусульман) и возвращение христианам «гроба господня». Организуя эти экспедиции ,
церковь стремилась усилить свое влияние в Европе и распространить его на новые
территории.
2. Результаты
крестовых походов в целом были отрицательными. Захваченные на Ближнем Востоке земли удержать не
удалось, в ходе военных экспедиций погибло большое количество
людей, до предела обострились отношения между католической и
православной церквями, разгром
Константинополя нанес Византии удар, от
которого она так и не смогла оправиться. Правда, крестовые походы способствовали развитию торговли с
Ближним Востоком, так как захваченные территории служили посредниками в торговле между
Европой и мусульманским миром. Количество
товаров, привозимых с Востока, резко возросло, на Средиземном море утвердилась гегемония итальянских, южно-французских и восточно-испанских городов (вместо арабских
и византийских). У европейцев в результате
общения с Востоком заметно расширился кругозор. Ранее они не предполагали, что на Востоке существуют культурные народы. Но значение крестовых походов в плане ознакомления
Европы с мусульманской культурой не следует преувеличивать. Культура Арабского мира проникала в Европу помимо крестовых походов, через Испанию, захваченную арабами. К числу положительных последствий крестовых походов
можно отнести то обстоятельство, что, не решив на Востоке земельный вопрос, европейцы были вынуждены искать способы его
разрешения у себя дома, а сделать это
можно было только путем интенсификации сельского хозяйства.
Прочитайте документ №18 “Крестовый поход против альбигойцев”. Ответьте
на следующие вопросы:
1. Против кого был направлен этот крестовый поход? 2.Почему он получил такое название? 3. Какие цели кроме искоренения ереси преследовали объединившиеся против южно-французских городов
рыцари?
Отвечая на вопросы, учтите
следующее:
1.Средневековые ереси были формой социального протеста
различных слоев населения (крестьян, горожан), а также
формой проявления средневекового
свободомыслия. Социальный протест приобретал
вид ереси, так как был направлен против
освященного католической религией общественного строя, а также потому, что в поисках
теоретического обоснования правомерности протеста в
обществе, где все верили в бога, естественнее всего было
обратиться к религиозному вероучению, способному
иначе, чем это делала католическая религия, объяснить
действительность. По причине всеобщего
распространения веры свободомыслие в
Средние века не покидало религиозной почвы.
2. В ХП - начале ХШ вв. на юге Франции широко распространилась ересь катаров, получившая там название альбигойской (по главному центру ереси
- г. Альби). Альбигойская
ересь носила дуалистический характер, то есть
признавала существование двух независимых и вечных творящих начал - доброго
бога, создавшего человеческие души и мир ангелов, и злого бога или дьявола, создавшего материальный мир, в том числе и католическую церковь. Альбигойская ересь получила широкое распространение на юге Франции, где в ХП в. было
много процветающих городов, где сложилась
своеобразная светская культура. Поэтому альбигойскую ересь можно
рассматривать как идеологию,
соответствовавшую уровню экономического и культурного развития региона и видеть в ней отдаленную предшественницу Реформации .
3. "Крестовый поход" против альбигойской ереси был также
как и крестовые походы на Ближний Восток формой проявления феодально-католической экспансии. Инициатором похода выступил папа Иннокентий III. В результате альбигойских войн (1209 - 1229) южная
Франция, которая прежде существовала почти независимо от
северной части страны, была
присоединена к Французскому королевству, а католическая церковь утвердила на юге свое влияние.
|