ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Статьи по Всеобщей истории arrow Европейское средневековье. Учебно-методическое пособие.
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Европейское средневековье. Учебно-методическое пособие.
Список статей
Европейское средневековье. Учебно-методическое пособие.
Страница 2
Страница 3
Страница 4

  Прочитайте документ № 13 Свадебный регламент. Ответьте на следующие вопросы:

 

1. Почему Совет города решил ограничить роскошь? 2.Об интенсификации каких процессов в городах говорят принимаемые в конце XII – начале XIV вв. законы против роскоши?

 

Обратите внимание на следующую информацию:

  Начиная с XI в. города как центры ремесла и торговли были органической составной частью средневековой Европы. Однако именно в городах зародились процессы и институты, обеспечившие возможность самопроизвольной перестройки цивилизации европейского средневековья. В городе появилась и закрепилась полная частная собственность на землю, в нем происходило постепенное накапливание денежных средств, прежде всего, в результате развития транзитной торговли и ростовщических операций. Торговля способствовала развитию мореплавания, сделавшего возможными Великие географические открытия и первый территориальный раздел мира – между Испанией и Португалией (1494 г.). Постепенная дифференциация ремесленных цехов создавала предпосылки для появления рассеянной мануфактуры. Активная индивидуальная деятельность на свой страх и риск торговцев, ростовщиков, скупщиков содействовала росту личностного начала, необходимого для перехода к Новому времени. Крупные города часто были центрами университетской науки, которая при всей своей схоластичности развивала рационалистическое мышление, являющееся одним из характерных признаков современной западноевропейской цивилизации.

 

  Прочитайте документ №14  “Диктат папы.” Ответьте на следующие вопросы:

1.Какие статьи документа показывают, что Григорий VII ставил власть папы выше власти императора? 2.Какими средствами Григорий VII рассчитывал добиться приоритета духовной власти перед светской?

 

  Отвечая на вопросы, учтите следующие обстоятельства:

1.Католическая церковь играла в средневековой Европе громадную роль. Владея одной третью всех обрабатываемых земель и обладая централизованной иерархической организацией духовенства, включавшей епископат, среднее и низшее белое духовенство, монастыри, духовно-рыцарские и нищенствующие ордена, инквизиционные суды , папскую курию (приближенное к папе высшее духовенство), папских легатов (послы и исполнители воли папы), римская католическая церковь во главе с папой претендовала на то, чтобы управлять обществом. Возможности церкви возрастали благодаря тому, что образованными людьми в период Средних веков были почти исключительно церковнослужители. Поэтому светская власть была вынуждена искать себе советников в церковной среде. Население средневековой Европы искренне верило в христианского бога, в связи с этим право отлучения от церкви , которым обладал папа римский, представляло собой действенный способ воздействия на светскую власть. Отлучение от церкви населения какой-либо области или страны вело к прекращению в ней богослужений и всех других видов религиозного обслуживания населения. Авторитет церкви усиливался тем, что она заботилась о бедных, больных, стариках и сиротах, а также в первой половине XI в. возглавила движение против частных феодальных войн за «божий мир» и «божье перемирие» (длящееся фиксированное время прекращение военных действий).

Борьба духовной и светской власти проходит через все средневековье. Она принимала разные формы (борьба пап и императоров, борьба пап и королей национальных государств) и шла с переменным успехом. В борьбе пап и императоров победила церковь, но противоборство папства и национальной государственности завершилось победой светской власти, которую затем закрепила Реформация. Причина успеха церкви заключалась в том, что натуральное хозяйство, которое господствовало в Европе до XI в. и преобладало вплоть до конца XII века содействовало слабости, а затем и номинальности власти императора, который формально назывался императором Священной Римской империи. После Верденского раздела империи Карла Великого (843 г.) границы империи многократно менялись, но по преимуществу она включала территории Италии и Германии (вместе или по отдельности). Причины победы национальной государственности были связаны с постепенной централизацией Франции и Англии на основе развития товарно-денежных отношений и формирования сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.). Максимальное усиление власти папства – XII-XIII вв.

 

  Прочитайте документы №№15,16,17  “Осада и взятие Иерусалима”, “Взятие Иерусалима Саладином”, “Захват и разгром Константинополя”. Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие цели преследовали организаторы и участники крестовых походов? 2. К каким результатам привели крестовые походы?

  Отвечая на вопросы, имейте в виду, что:

 Под крестовыми походами в узком смысле слова имеются в виду длительные военно-колониальные экспедиции европейских рыцарей, происходившие с конца XI и до конца XIII вв. на Ближнем Востоке – в Сирии , Палестине , Египте, а также на Балканском полуострове, на острове Кипр и в некоторых других регионах. Крестовые походы в Святую землю -- одно из проявлений феодально-религиозной экспансии Западной Европы с целью распространения христианства католического образца, завоевания новых земель и приобретения богатств. Наиболее общей причиной этой экспансии был экономический подъем Х-ХШ вв., приведший к росту народонаселения Западной Европы и как следствие - к недостатку продовольствия и земель. Внешне крестовые  походы носили религиозный характер, так как их официальной целью считалось освобождение Палестины от  "неверных" (мусульман) и возвращение христианам «гроба господня».  Организуя эти экспедиции , церковь стремилась усилить свое влияние в Европе и распространить его на новые территории.

2. Результаты крестовых походов в целом были отрицательными. Захваченные на Ближнем Востоке земли удержать не удалось, в ходе военных экспедиций погибло большое количество людей, до предела обострились отношения между католической и православной церквями, разгром Константинополя нанес Византии удар, от которого она так и не смогла оправиться.  Правда, крестовые походы способствовали развитию торговли с Ближним Востоком, так как захваченные территории служили посредниками в торговле между Европой и мусульманским миром. Количество товаров, привозимых с Востока, резко возросло, на Средиземном море утвердилась гегемония итальянских, южно-французских   и  восточно-испанских  городов (вместо  арабских и византийских). У европейцев в результате общения с Востоком заметно расширился кругозор. Ранее они не предполагали, что на Востоке существуют культурные народы. Но значение крестовых походов в плане ознакомления Европы с мусульманской культурой не следует преувеличивать. Культура Арабского мира проникала в Европу помимо крестовых походов, через Испанию, захваченную арабами. К числу положительных последствий крестовых походов можно отнести то обстоятельство, что, не решив на Востоке земельный вопрос, европейцы были вынуждены искать способы его разрешения у себя дома, а сделать это можно было только путем интенсификации сельского хозяйства.

 

Прочитайте документ №18  “Крестовый поход против альбигойцев”.  Ответьте на следующие вопросы:

1. Против кого был направлен этот  крестовый поход? 2.Почему он получил такое название? 3. Какие цели кроме искоренения ереси преследовали  объединившиеся против южно-французских городов рыцари?

 

Отвечая  на  вопросы,  учтите следующее:

1.Средневековые ереси были формой социального протеста различных  слоев населения (крестьян, горожан), а также формой проявления  средневекового свободомыслия. Социальный протест приобретал вид ереси, так как  был направлен против освященного католической  религией  общественного строя, а также потому, что в  поисках теоретического обоснования правомерности  протеста  в обществе, где все верили в бога, естественнее всего было обратиться к  религиозному  вероучению,  способному иначе, чем это делала католическая  религия,  объяснить действительность. По причине всеобщего распространения  веры свободомыслие в Средние века не покидало религиозной почвы.

2. В  ХП - начале  ХШ  вв.  на юге Франции  широко  распространилась  ересь катаров,  получившая там название  альбигойской  (по  главному центру ереси - г. Альби). Альбигойская ересь носила дуалистический характер, то есть признавала существование двух независимых и вечных творящих начал - доброго бога, создавшего человеческие души и мир ангелов, и злого бога или дьявола, создавшего материальный мир, в  том  числе и католическую церковь. Альбигойская ересь получила широкое распространение на юге Франции, где в ХП в. было много процветающих городов, где сложилась своеобразная светская культура.  Поэтому альбигойскую ересь можно рассматривать как идеологию, соответствовавшую уровню экономического и культурного развития  региона и видеть в ней отдаленную  предшественницу  Реформации .

3.  "Крестовый поход" против альбигойской ереси был также как  и крестовые походы на Ближний Восток формой проявления  феодально-католической экспансии. Инициатором похода выступил папа  Иннокентий III. В результате альбигойских войн (1209 - 1229) южная Франция, которая прежде существовала почти независимо от северной части страны, была присоединена к Французскому королевству, а католическая церковь утвердила на юге свое влияние.

 


 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.024093 с. Яндекс.Метрика