Страница 2 из 2
Была же
тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая,
и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что
двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
А это
слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе,
пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей, и
обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда
было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса
Навина у Иерихона. А того, кто сказал: «Захватим Александра», — отдал Бог в
руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И
возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске
его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарям».
И когда
приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники, и весь народ
встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя
господина князя Александра, поюще ему песнь: «Ты, Господи, помог кроткой Давиду
победить иноплеменников и верному князю нашему оружием веры освободить город
Псков от иноязычников рукою Александровою».
И сказал
Александр: «О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков
Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною
небесною и перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего,
избавившего их от плена египетского».
И
прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и
по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима.
В то же
время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же
выезжал и избивал их. Однажды случилось ему выехать на врагов, и победил он
семь полков за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в плен, слуги
же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали они с того
времени бояться имени его.
В то же
время был в восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие
от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости
Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог
покорил мне многие народы. Что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если
хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства
моего».
После
смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой. И был
грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги. И жены моавитские
начали стращать детей своих, говоря: «Вот вдет Александр!»
Решил
князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел
его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что
нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра.
После
этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу
своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли
Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей
разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исайя-пророк: «Князь хороший в
странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу». Не прельщаясь
богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит,
милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран.
Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей, в щедрости своей щедро
одаривает и являет в мире милосердие свое.
Наполнил
же Бог землю Александра богатством и славою и продлил Бог дни его.
Однажды
пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так
говорит: „Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика.
Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и
Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем“».
Князь же
Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до
потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама,
от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до
смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова
рождества, от рождества Христова и до распятия его и воскресения, от
воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от
начала царствования Константинова до первого собора и седьмого — обо всем этом
хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси.
И
умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и
нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу.
Было в те
времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать
на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей
своих от этой беды.
А сына
своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и
близких своих домочадцев, сказав им; «Служите сыну моему, как самому мне, всей
жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую,
и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большою
добычею.
Отец же
его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего
Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О горе тебе, бедный
человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы
твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить
человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в
гроб бы сошел с ним.
Много
потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное
желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять —
схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день,
на память святого апостола Филиппа.
Митрополит
же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!»
Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже
погибаем!»
Святое же
тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и
весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами.
Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре.
Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля
содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в
великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца
Амфилохия.
Было же
тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в
гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку,
чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и принял
грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от
гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не
удивится тому чуду, ведь тело его было мертво и везли его из дальних краев в
зимнее время. И так прославил Бог угодника своего.
Памятники
литературы Древней Руси. XIII век / Пер. В. И. Охотниковой. М., 1981. С.
426—439.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0!
|