1.
Гости; и
в тех гостех бывают ис торговых людей гостиной и суконной сотен и ис посадцких
людей. А бывают они гостиным имянем пожалованы, как бывают у царских дел в
верных головах и в целовалниках у соболиные казны, и в таможнях, и на кружечных
дворех. И торги своими торгуют и всякими промыслы промышляют. И волно им в
домех своих про свой росход держати питье, и варити и курити, чрез целый год;
также волно и вотчину купити, и держати, под заклад имати. И будучи в гостех,
потомуж бывают в царских службах, по переменам, у соболиные казны и у денежных
зборов в головах и во дьяцех. А будет их блиско 30 человек. А торги своими
торгуют в году всякой человек тысечь на 20, и на 40 000, и на 50 000, и на 100
000 рублев.
2.
Гостиная,
суконая сотни; устроены для того: на Москве и в городех бывают у зборов царские
казны, з гостми в товарищах, в целовалниках, и торги своими торгуют же и
всякими промыслы промышляют, и питье всякое в домех своих велено им держать без
заказу; а крестьян купити и держати им заказано. А будет их с 200 человек.
3.
Московские
торговые люди устроены сотнями и слободами, также и во всех городех посадцкие
люди устроены слободами ж; и бывают погодно выбираны в царские службы, в
таможни, и на кабаки, и к иным промыслом, в верные головы и в целовалники; а
иные таможни, и кабаки, и всякие поборы откупают они ис царские казни на свои
денги.
4.
А торгуют
они, всяких чинов торговые люди, на Москве и в городех и в отъездех всякими
торговыми промыслы. И против той их торговли и промыслов положено царское тягло,
на всякой год, со всякого города, что доведется взяти, окладами. И те все
вышеписанные чины, на кого что положено, сметяся сами меж собою по своим
промыслом и животом, с кого что взяти, положат на себя сами меж собою. А кому
чего не в мочь платить, збавливают и накладывают на иных, и выбраны у них
бывают для таких дел старосты. А собрав по указу и по окладу денги, отдают в
приказех и в городех воеводам или сами привозят к Москве. А питья им, посадским
людем, кроме гостей, и гостиные и суконные сотен, в домех своих держати никому
не велено. А когда лучитца им купити вина, или пива сварить, или меды ставить
для своего надобья, и тогда бьют челом царю; и им поволено держати на указные
дни и недели, и платят с того питья в царскую казну пошлины, по указу. А заказано
им то питье держати для того, чтоб, утаясь, на сторону не продавали и в домех
своих карчмы и наложства не чинили. А понадобитца им варити квас, или мед
поставить, или на ежу смолоть ржи или чего иного, или быка, или корову, и
свинью, и овцу убить не на продажу, и то волно, и пошлин царских с того не
платят никаких.
5.
А кому,
гостем или торговым и посадцким людем, лучитца на каких-нибудь людех чего
искати и отвечати, и им ведено искати на Москве и в городех у бояр, и у воевод,
и у приказных людей, где кто ведом и судим; а своих у них судов ни в каких
делех не бывает.
6.
А которой
человек, гость и торговой человек, будучи в головстве в таможне, и у иных
зборов, и у продажи, и у соболиные и иные казны, в котором году, год перед
годом, казны соберет болши, и им за тое службу от царя бывает похвала и бывает
им жалованье: по купку или по ковшу серебряному, да по сукну, да по камке; а
товарыщам их, целовалником, по ковшу ж серебряному, да по сукну и по тафте,
смотря по прибыли и по человеку.
7.
А будет
которой гость или иной человек, будучи у збору или у продажи, перед старыми
годами прибыли соберет менши прошлого году, своим нерадением, гулянием или
пиянством, и тое прибыль, которой было быть в котором году, счотчи против иных
городов прибылей, берут на них самих, да сверх того бывает наказание кнутом. А
будет они, верные головы и целовалники, и истинны не соберут сполна, за
дороговью или за иным чем-нибудь, а не своим нерадением, и таким за такие дела
не бывает ничего.
История
государства Российского. Хрестоматия. XVII век. Кн. 2. М., 2000. — С. 428—429.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0! |