(в
переводе Д. С. Лихачева)
В год
6576 (1068). Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав
же, и Святослав, и Всеволод вышли против них на Альту. И ночью пошли друг на
друга. Навел на нас Бог поганых за грехи наши, и побежали русские князья, и
победили половцы.
Наводит
Бог, в гневе своем, иноплеменников на землю, и тогда в горе люди вспоминают о
Боге; междоусобная же война бывает от дьявольского соблазна, Бог ведь не хочет
зла людям, но блага; а дьявол радуется злому убийству и крови пролитию,
разжигая ссоры и зависть, братоненавидение, клевету. Когда же впадает в грех
какой-либо народ, казнит Бог его смертью, или голодом, или нашествием поганых,
или засухой, или гусеницей, или иными казнями, чтобы мы покаялись, ибо Бог
велит нам жить в покаянии и говорит нам через пророка: «Обратитесь ко мне всем
сердцем вашим, в посте и плаче». Если мы будем так поступать, простятся нам все
грехи; но мы к злу возвращаемся, как свинья, в кале греховном вечно марающаяся,
и так пребываем. Устами того же пророка говорит нам Господь: «Знаю, — говорит,
— что ты жесток и шея твоя железная», поэтому «не пустил к вам дождя, одну землю
одождил, а другую не одождил, и иссохло»; «и поразил вас зноем и различными
казнями, но и тут вы не обратились ко мне. Потому сады ваши, смоковницы ваши,
нивы и дубравы ваши погубил я, — говорит Господь, — а злоб ваших не мог
изничтожить. Послал на вас различные болезни и смерти ужасные и на скот послал
казнь свою, но и тут не обратились ко мне, но сказали: «Не поддадимся». Доколе
не насытитесь злобами вашими? Вы ведь уклонились от пути моего, — говорит
Господь, — и соблазнили многих»; поэтому: «буду свидетелем скорым против
врагов, и прелюбодеев, и клянущихся именем моим ложно, и лишающих мзды
наемника, чинящих насилие над сиротами и вдовами и уклоняющих суд от правды.
Почему не покаетесь в грехах ваших? Но искажаете законы мои и не соблюдаете их?
Обратитесь ко мне — и я обращусь к вам, — говорит Господь, — и разверзу вам
хляби небесные и отвращу от вас гнев мой, пока не будет у вас всего в изобилии
и не станут истощаться ни сады ваши, ни нивы. Но вы обрушили на меня слова
ваши, говоря: «Ничтожен служащий Богу». Поэтому: «Устами чтут меня, а сердце их
далеко отстоит от меня». Оттого, чего просим, не приемлем. «Будет же так, —
говорит, — когда призовете меня, я не стану вас слушать». Будете искать меня в
беде — и не обрящете, ибо не восхотели ходить по путям моим», отчего и
затворяется небо или, напротив, на горе разверзается, град вместо дождя
испуская или морозом плоды побивая и землю зноем томя, за наши злодеяния. Если
же покаемся в злодеяниях наших, то «как родным детям своим» даст он нам все
просимое и дождь ранний или поздний. «И наполнятся гумна ваши пшеницею.
Прольются давила винные и масляные. И возмещу вам за годы, в которые поели у
вас саранча, и жуки, и гусеницы; сила моя велика, которую я послал на вас», —
говорит Господь Вседержитель. Слыша все это, обратимся к добру; взыщите
праведного суда, избавьте обижаемого; обратимся к покаянию, не воздавая злом за
зло, клеветой за клевету, но возлюбим Господа Бога нашего, постом, и рыданием,
и слезами омывая все прегрешения наши, не так, что словом только называемся
христианами, а живем, как язычники. Вот разве не по-язычески мы живем, если во
встречу верим? Ведь если кто встретит черноризца, то возвращается, так же
поступает и встретив кабана или свинью, — разве это не по-язычески? Это ведь по
наущению дьявола держатся эти приметы; другие же в чихание веруют, которое на
самом деле бывает на здравие голове! Но дьявол обманывает и этими и иными
способами, всякими хитростями отвращая нас от Бога, трубами и скоморохами,
гуслями и русалиями. Видим ведь, как места игрищ утоптаны, и людей множество на
них, как толкают друг друга, устраивая зрелища, бесом задуманные, — а церкви
пусты стоят; когда же бывает время молитвы, молящихся мало оказывается в
церкви. Потому и казни всяческие принимаем от Бога и набеги врагов; по Божьему
повелению принимаем наказание за грехи наши.
Но
возвратимся к своему повествованию. Когда Изяслав со Всеволодом бежали в Киев,
а Святослав — в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и собрали вече на
торгу, и послали к князю сказать: «Вот, половцы рассеялись по всей земле, дай,
княже, оружие и коней, и мы еще раз сразимся с ними». Изяслав же того не
послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча, и
пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора Брячислава, и сказали:
«Пойдем освободим дружину свою из темницы». И разделились надвое: половина их
пошла к темнице, а половина их пошла по мосту, эти и пришли на княжеский двор.
Изяслав в это время на сенях совет держал с дружиной своей, и заспорили с
князем те, кто стоял внизу. Когда же князь смотрел из оконца, а дружина стояла
возле него, сказал Тукы, брат Чудина, Изяславу: «Видишь, князь, люди
расшумелись; пошли, пусть постерегут Всеслава». И пока он это говорил, другая
половина людей пришла от темницы, отворив ее. И сказала дружина князю: «Злое
содеялось; пошли ко Всеславу, пусть, подозвав его обманом к оконцу, пронзят
мечом». И не послушал того князь. Люди же закричали и пошли к темнице Всеслава.
Изяслав же, видя это, побежал со Всеволодом со двора, люди же освободили
Всеслава из поруба — в 15-й день сентября — и прославили его среди княжеского
двора. Двор же княжий разграбили — бесчисленное множество золота и серебра, в
монетах и слитках. Изяслав же бежал в Польшу.
Впоследствии,
когда половцы воевали по земле Русской, а Святослав был в Чернигове, и когда
половцы стали воевать около Чернигова, Святослав, собрав небольшую дружину,
вышел против них к Сновску. И увидели половцы идущий полк, и приготовились
встретить его. И Святослав, увидев, что их множество, сказал дружине своей:
«Сразимся, некуда нам уже деться». И стегнули коней, и одолел Святослав с тремя
тысячами, а половцев было 12 тысяч; и так их побили, а другие утонули в Снови,
а князя их взяли в 1-й день ноября. И возвратился с победою в город свой
Святослав.
Всеслав
же сел в Киеве. Этим Бог явил силу креста, потому что Изяслав целовал крест
Всеславу, а потом схватил его: из-за того и навел Бог поганых, Всеслава же явно
избавил крест честной! Ибо в день Воздвижения Всеслав, вздохнув, сказал: «О
крест честной! Так как верил я в тебя, ты и избавил меня от этой темницы». Бог
же показал силу креста в поученье земле Русской, чтобы не преступали честного
креста, целовав его; если же преступит кто, то и здесь, на земле, примет казнь
и в будущем веке казнь вечную. Ибо велика сила крестная; крестом бывают
побеждаемы силы бесовские, крест князьям в сражениях помогает, крестом
охраняемы в битвах, верующие люди побеждают супостатов, крест же быстро
избавляет от напастей призывающих его с верою. Ничего не боятся бесы, только креста.
Если бывают от бесов видения, то, осенив лицо крестом, их отгоняют. Всеслав же
сидел в Киеве 7 месяцев.
В год
6577 (1069). Пошел Изяслав с Болеславом на Всеслава; Всеслав же выступил
навстречу. И пришел к Белгороду Всеслав, и с наступлением ночи тайно от киевлян
бежал из Белгорода в Полоцк. Наутро же люди, увидев, что князь бежал,
возвратились в Киев, и устроили вече, и обратились к Святославу и Всеволоду,
говоря: «Мы уже дурное сделали, князя своего прогнав, а он ведет на нас
Польскую землю: идите же в город отца своего; если не хотите, то поневоле
придется поджечь город свой и уйти в Греческую землю». И сказал им Святослав:
«Мы пошлем к брату своему; если пойдет с поляками погубить вас, то мы пойдем на
него войною, ибо не дадим губить города отца своего; если же хочет идти с
миром, то пусть придет с небольшой дружиной». И утешили киевлян, Святослав же и
Всеволод послали к Изяславу, говоря: «Всеслав бежал, не веди поляков на Киев,
здесь ведь врагов у тебя нет; если хочешь дать волю гневу и погубить город, то
знай, что нам жаль отцовского стола». Слышав то, Изяслав оставил поляков и
пошел с Болеславом, взяв немного поляков, а вперед себя послал к Киеву сына
своего Мстислава. И, придя в Киев, Мстислав перебил киевлян, освободивших
Всеслава, числом 70 человек, а других ослепил, а иных без вины умертвил, без
следствия. Когда же Изяслав шел к городу, вышли к нему люди с поклоном, и
приняли князя своего киевляне; и сел Изяслав на столе своем, месяца мая во 2-й
день. И распустил поляков на покорм, и избивали их тайно; и возвратился
Болеслав в Польшу, в землю свою. Изяслав же перегнал торг на гору и, выгнав
Всеслава из Полоцка, посадил сына своего Мстислава в Полоцке.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0! |