Страница 5 из 5
17. Не
принимай же учения от латинян, — учение их искаженное: войдя в церковь, не
поклоняются иконам, но, стоя, кланяются и, поклонившись, пишут крест на земле,
и целуют, а встав, становятся на него ногами, — так что, ложась, целуют его, а
встав — попирают, Этому не учили апостолы; апостолы учили целовать поставленный
крест и чтить иконы. Ибо Лука евангелист первый написал икону и послал ее в
Рим. Как говорит Василий: «Чествование иконы переходит на ее первообраз. Больше
того, называют они землю матерью. Если же земля им мать, то отец им небо, —
изначала сотворил Бог небо, так же и землю. Так говорят: «Отче наш, иже еси на
небеси». Если, по их мнению, земля мать, то зачем плюете на свою мать? Тут же
ее лобзаете и оскверняете? Этого прежде римляне не делали, но постановляли
правильно на всех соборах, сходясь из Рима и со всех епархий. На первый собор в
Никее против Ария (папа) римский Сильвестр послал епископов и пресвитеров, от
Александрии Афанасий, а от Царьграда Митрофан послали от себя епископов и так
исправляли веру. На втором же соборе — от Рима Дамас, а от Александрии Тимофей,
от Антиохии Мелетий, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов. На третьем же соборе
— Келестин римский, Кирилл александрийский, Ювеналий иерусалимский. На
четвертом же соборе — Лев римский, Анатолий из Царьграда, Ювеналий
иерусалимский. На пятом соборе — римский Вигилий, Евтихий из Царьграда,
Аполлинарий александрийский, Домнин антиохийский. На шестом соборе — от Рима
Агафон, Георгий из Царьграда, Феофан антиохийский, от Александрии монах Петр.
На седьмом соборе — от Рима Адриан, Тарасий из Царьграда, Политиан
александрийский, Феодорит антиохийский, Илия иерусалимский. Все они сходились
со своими епископами, укрепляя веру. После же этого, последнего, собора Петр
Гугнивый вошел с иными в Рим, захватил престол и развратил веру, отвергнувшись
от престола иерусалимского, александрийского, константинопольского и
антиоxийского. Возмутили они всю Италию, сея учение свое повсюду. Одни
священники служат, будучи женаты только на одной жене, а другие, до семи раз
женившись, служат; и следует остерегаться их учения. Прощают же они и грехи во
время приношения даров, что хуже всего. Бог да сохранит тебя от этого».
18. После
всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами
святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на
благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди
города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне. Отправляясь,
захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за
церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные.
Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда
пришел, повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же
приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к
Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что
дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в
этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны
дела твои!». Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна
по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого
крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей,
сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет
пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И
когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и
оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем
послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку —
будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Услышав
это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не
приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с
попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли
в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь,
некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали
молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых
душ; а дьявол говорил, стеная: «Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я
обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь
Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я
невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в
этих странах». Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад,
что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: «Христос Бог,
сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи,
познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в
них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да
одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу». И сказав это, приказал
рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил
церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где
творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и
определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам.
Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное.
Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали
о них как о мертвых.
Когда
отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество,
гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык
косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и
по милости своей помиловал их Бог; как сказал пророк: «Помилую, кого хочу». Ибо
помиловал нас святым крещением и обновлением духа, по Божьему изволению, а не
по нашим делам. Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и
просветивший ее крещением святым. Вот почему и мы поклоняемся ему, говоря:
«Господь Иисус Христос! Чем смогу воздать тебе за все, что воздал нам грешным?
Не знаем, какое воздаяние дать тебе за дары твои. «Ибо велик ты и чудны дела
твои: нет предела величию твоему. Род за родом восхвалят дела твои». Скажу
вместе с Давидом: «Придите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу и Спасителю
нашему. Предстанем лицу его со славословием»; «Славьте его, ибо он благ, ибо
вовек милость его», ибо «избавил нас от врагов наших», то есть от языческих идолов.
И еще скажем вместе с Давидом: «Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу
вся земля; пойте Господу, благословляйте имя его, благовествуйте со дня на день
спасение его. Возвещайте в народах славу его, во всех людях чудеса его, ибо
велик Господь и достохвален», «И величию его нет конца». Какая радость! Не один
и не два спасаются. Сказал Господь: «Радость бывает на небе и об одном
покаявшемся грешнике». Здесь же не один и не два, но бесчисленное множество
приступили к Богу, просвещенные святым крещением. Как сказал пророк: «Окроплю
вас водой чистой, и очиститесь и от идолопоклонения вашего, и от грехов ваших».
Также и другой пророк сказал: «Кто Бог, как ты, прощающий грехи и не вменяющий
преступления? ибо хотящий того — милостив. Тот обратит и умилосердится над нами
и ввергнет в пучину морскую грехи наши». Ибо апостол Павел говорит: «Братья!
Все мы, крестившиеся в Иисуса Христа, в смерть его крестились; и так мы
погреблись с ним крещением в смерть; дабы, как Христос воскрес из мертвых
славою отца, так и нам ходить в обновленной жизни». И еще: «Древнее прошло,
теперь все новое». «Ныне приблизилось к нам спасение… ночь прошла, а день
приблизился». «Через него получили мы верою доступ к благодати этой, которой
хвалимся и стоим», «Ныне же, когда освободились от греха и стали рабами Богу,
плод ваш есть святость». Вот почему должны мы служить Богу, радуясь ему. Ибо
сказал Давид: «Служите Господу со страхом и радуйтесь ему с трепетом». Мы же
воскликнем к Господу Богу нашему: «Благословен Господь, который не дал нас в
добычу зубам их!.. Сеть расторгнулась, и мы избавились» от обмана дьявольского.
«И исчезла память их с шумом, но Господь пребывает вовек», прославляемый
русскими сынами, воспеваемый в Троице, а демоны проклинаются благоверными
мужами и верными женами, которые приняли крещение и покаяние в отпущенье
грехов, — новые люди христиане, избранные Богом».
Владимир
же был просвещен сам, и сыновья его, и земля его. Было же у него 12 сыновей:
Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис,
Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в
Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове, Когда же умер старший
Вышеслав в Новгороде, посадил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в
Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в
Тмутаракани. И сказал Владимир: «Нехорошо, что мало городов около Киева». И
стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне.
И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей,
и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и
побеждал их.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0!
|