Страница 1 из 5
(в
переводе Д. С. Лихачева)
1. И стал
Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором:
деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и
Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и
приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю
жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но
преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь
святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.
2.
Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород,
Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы
как богу.
Был же
Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на
Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей:
Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он
Святополка, от чехини — Вышеслава, а еще от одной жены — Святослава и
Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в
Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют
сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и
растляя девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у
Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб, Этот
же был невежда, а под конец обрел себе вечное спасение. «Велик Господь, и
велика крепость его, и разуму его нет конца!». Женское прельщение — зло; вот
как, покаявшись, сказал Соломон о женах: «Не внимай злой жене; ибо мед каплет с
уст ее, жены прелюбодейцы; на мгновение только наслаждает гортань твою, после
же горчее желчи станет… Сближающиеся с ней пойдут после смерти в ад. По пути
жизни не идет она, распутная жизнь ее неблагоразумна». Вот что сказал Соломон о
прелюбодейках; а о хороших женах сказал он так: «Дороже она многоценного
камени. Радуется на нее муж ее. Ведь делает она жизнь его счастливой. Достав
шерсть и лен, создает все потребное руками своими. Она, как купеческий корабль,
занимающийся торговлей, издалека собирает себе богатство, и встает еще ночью, и
раздает пищу в доме своем и дело рабыням своим. Увидев поле — покупает: от
плодов рук своих насадит пашню. Крепко подпоясав стан свой, укрепит руки свои
на дело. И вкусила она, что благо — трудиться, и не угасает светильник ее всю
ночь. Руки свои простирает к полезному, локти свои устремляет к веретену. Руки
свои протягивает бедному, плод подает нищему. Не заботится муж ее о доме своем,
потому что, где бы он ни был, — все домашние ее одеты будут. Двойные одежды
сделает мужу своему, а червленые и багряные одеяния — для самой себя. Муж ее
заметен всем у ворот, когда сядет на совете со старейшинами и жителями земли.
Покрывала сделает она и отдаст в продажу. Уста же свои открывает с мудростью, с
достоинством говорит языком своим. В силу и в красоту облеклась она. Милости ее
превозносят дети ее и ублажают ее; муж хвалит ее. Благословенна разумная жена,
ибо похвалит она страх Божий. Дайте ей от плода уст ее, и да прославят мужа ее
у ворот».
В год
6489 (981). Пошел Владимир на поляков и захватил города их, Перемышль, Червен и
другие города, которые и доныне под Русью. В том же году победил Владимир и
вятичей и возложил на них дань — с каждого плуга, как и отец его брал.
3. В год
6490 (982). Поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир, и победил их
вторично.
4. В год
6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю.
И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и
бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в
жертву богам». Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь
святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой
земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и
душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол,
имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить
его окаянный и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де
твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И
сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они,
не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки
и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и
человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они
сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всем людям.
Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях
с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесем его богам». Он же
ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына.
А вы-то зачем совершаете им требы?». И кликнули, и подсекли под ними сени, и
так их убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь были тогда люди невежды
и нехристи. Дьявол же радовался тому, не зная, что близка уже его погибель. Так
пытался он погубить весь род христианский, но прогнан был честным крестом из
иных стран. «Здесь же, — думал окаянный, — обрету себе жилище, ибо здесь не
учили апостолы, ибо здесь пророки не предрекали?», не зная, что пророк сказал:
«И назову людей не моих моими людьми»; об апостолах же сказано: «По всей земле
разошлись речи их, и до конца вселенной — слова их». Если и не были здесь
апостолы сами, однако учение их, как трубные звуки, раздается в церквах по всей
вселенной: их учением побеждаем врага — дьявола, попирая его под ноги, как
попрали и эти два отца наших, приняв венец небесный наравне со святыми
мучениками и праведниками.
В год
6492 (984). Пошел Владимир на радимичей. Был у него воевода Волчий Хвост; и
послал Владимир Волчьего Хвоста вперед себя, и встретил тот радимичей на реке
Пищане, и победил радимичей Волчий Хвост. Оттого и дразнят русские радимичей,
говоря: «Пищанцы от волчьего хвоста бегают». Были же радимичи от рода ляхов,
пришли и поселились тут и платят дань Руси, повоз везут и доныне.
|