Пришла
весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой и
царевичами, с уланами и князьями, да еще в соглашении с королем Казимиром — ибо
король и направил его против великого князя, желая сокрушить христианство.
Князь великий пошел на Коломну и стал у Коломны, а сына своего великого князя
Ивана поставил у Серпухова, а князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а
прочих князей и воевод в иных местах, а других — по берегу.
Царь
Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел
к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы,
и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына
своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали
на Угре и заняли броды и перевозы. А сам князь великий поехал из Коломны на
Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося
помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с
отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Марфой,
и своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом
ростовским Вассианом, и со своими боярами — ибо все они тогда пребывали в осаде
в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное
христианство против басурман.
Князь
великий послушался их мольбы: взяв благословение, пошел на Угру и, придя, стал
у Кременца с небольшим числом людей, а всех остальных людей отпустил на Угру.
Тогда же в Москве мать его великая княгиня с митрополитом Геронтием, и
архиепископ Вассиан, и троицкий игумен Паисий просили великого князя пожаловать
его братьев. Князь же принял их просьбу и повелел своей матери, великой
княгине, послать за ними, пообещав пожаловать их. Княгиня же послала к ним,
веля им прямо отправиться к великому князю поскорее на помощь.
Царь же
со всеми татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и,
придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же
не пришел к нему и сил своих не послал — были у него свои междоусобия, воевал
тогда Менгли-Гирей, царь перекопский, королевскую Подольскую землю, помогая
великому князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку.
И пришли
татары, начали стрелять, а наши — в них, одни наступали на войска князя Андрея,
другие многие — на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши
поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого
не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не
одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала
замерзать. И был страх с обеих сторон — одни других боялись. И пришли тогда
братья к великому князю в Кременец — князь Андрей и князь Борис. Князь же великий
принял их с любовью.
Когда же
река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату
своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец,
боясь наступления татар — чтобы, соединившись, вступить в битву с противником.
В городе же Москве в это время все пребывали в страхе, помнили о неизбежной
участи всех людей и ни от кого не ожидали помощи, только непрестанно молились
со слезами и воздыханиями Спасу-вседержителю и Господу Богу нашему Иисусу
Христу и Пречистой Его Матери, преславной Богородице. Тогда-то и свершилось
преславное чудо Пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары,
думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые
страхом, побежали. А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними,
пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим и братией и со всеми
воеводами отошел к Боровску, говоря, что «на этих полях будем с ними
сражаться», а на самом деле слушая злых людей-сребролюбцев богатых и брюхатых, предателей
христианских и угодников басурманских, которые говорят: «Беги, не можешь с ними
стать на бой». Сам дьявол их устами говорил, тот, кто некогда вошел в змея и
прельстил Адама и Еву. Вот тут-то и случилось чудо Пречистой: одни от других
бежали, и никто никого не преследовал.
Царь же
бежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Ивак, и Орду взял, и его убил.
Один только царевич хотел захватить окраинные земли за рекой Окой, князь же
великий послал братьев своих, двух Андреев, услышали это татары и побежали. И
так избавил Бог и Пречистая Русскую землю от нехристей. Был же тогда холод и
великие морозы. Царь побежал II ноября.
В 6989
(1481) году пришел князь великий в Москву из Боровска и воздал хвалу Богу и
Пречистой Богородице, говоря: «Не ангел, не человек спас нас, но сам Господь
спас нас по молитвам Пречистой и всех святых. Аминь».
Тогда же
князь великий и братью свою пожаловал, включил их в договор, князя Андрея и
князя Бориса, и князю Андрею дал Можайск, а князю Борису уступил его села, и,
скрепив этот договор крестным целованием, они разошлись.
В ту же
зиму вернулась великая княгиня София из побега, ибо она бегала на Белоозеро от
татар, хотя никто за ней не гнался. А тем землям, по которым она ходила, стало
хуже, чем от татар, от боярских холопов, от кровопийц христианских. Воздав же
им, Господи, по их делам и по коварству их поступков, по делам рук их дай им.
Были же и жены их там, ибо возлюбили они больше жен, нежели православную
христианскую веру и святые церкви, где просвятились и начали жизнь в купели
святого крещения, и согласились они предать христианство, ибо ослепила их
злоба. Но премилостивый Бог не презрел тех, кто был создан его рукой, не
презрел слез христианских, помиловал их по своему милосердию и молитвам
Пречистой Матери и всех святых. Аминь.
Это мы
писали не для того, чтобы их укорять, но да не хвалятся неразумные в безумии
своем, говоря: «Мы своим оружием избавили Русскую землю», но воздадут славу
Богу и Пречистой Его Матери Богородице, ибо он нас спас, и отринут это безумие,
и творят битву за битвой и доблесть за доблестью ради православного
христианства против басурманства, чтобы воспринять в этой жизни от Бога милость
и похвалу, а в том мире венчаться нетленными венцами Бога-Вседержителя и
обрести царство небесное. Да получим и мы, грешные, это царство по молитвам
Богородицы. Аминь.
О
храбрые, мужественные сыновья русские! Потрудитесь, чтобы спасти свое
отечество, Русскую землю, от неверных, не пощадите своей жизни, да не узрят
ваши очи пленения и разграбления домов ваших, и убиения детей ваших, и
поруганья над женами и детьми вашими, как пострадали иные великие и славные
земли от турок. Назову их: болгары, и сербы, и греки, и Трапезунд, и Морея, и
албанцы, и хорваты, и Босна, и Манкуп, и Кафа и другие многие земли, которые не
обрели мужества и погибли, отечество загубили, и землю, и государство, и
скитаются по чужим странам, воистину несчастные и бездомные, и много плача и
достойные слез, укоряемые и поношаемые, оплевываемые за отсутствие мужества.
Люди, которые сбежали с многим имуществом, и с женами, и с детьми в чужие
страны, не только золото потеряли, но и души и тела свои погубили и завидуют
тем, кто тогда умер и не должен теперь скитаться по чужим странам бездомными.
Ей-богу, видел я своими грешными очами великих государей, бежавших от турок с
имением, и скитающихся, как странники, и смерти у Бога просящих, как избавления
от такой беды. И пощади, Господи, нас, православных христиан, молитвами
Богородицы и всех святых. Аминь.
Памятники
литературы Древней Руси. Вторая половина XV века / Пер. Я. С. Лурье. М.. 1982.
С. 514—521.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0! |