ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Документы по истории России до XVIII в. arrow Послание старца Фелофея к в беду попавшим и желающим утешения (XV-XVI вв.)
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Послание старца Фелофея к в беду попавшим и желающим утешения (XV-XVI вв.)

Пишешь, господин, ко мне о своей неутолимой скорби и просишь помощи от моей худости. А я, грубый, не знаю, что и ответить или какой одарить помощью. Божьим наказанием посетила тебя большая печаль. Потерпел ты великое царское наказание и был удален от государских очей и всякого Ближнего совета, лишен дома, имущества и отослан в дальние края. Выпала тебе, любимый, такая великая и неизреченная скорбь. На тебя обрушилось великое царское наказание, но и предивное Божье милосердие. Как чадолюбивый отец, государь наказал своих детей, но смерти не предал, приводя к истинному покаянию. И сказал Господь: не хочу смерти грешников, но если раскаются, то быть им живыми.

В своей томящей и тяжелой скорби много писал ты мне, обращаясь не раз к моей худости. Со многими молениями и умилениями выше всякой меры, помощи ты требуешь от меня, недостойного и многогрешного, отягченного многими грехами, поскольку я, окаянный, забыл о своей совести и своих грехах и обратился к словоохотной страсти и не только о тебе болезновал, но и свою душу преобидел бесстрашием, нерадением и словохотением мира сего, но так как Господь, человеколюбец, не желает смерти грешников, то обратил меня на покаяние. Ты же, любимый, от меня, грешного и тленного человека, помощи просишь. Сам я на гноище греховном валяюсь в надежде, что Господь исцелит меня. Тот, кто может помочь, достоин своего спасения. Не отвергай надежду, проси у Бога милости. Он, человеколюбец, многих погибших и заблуждающихся, наставляет на путь спасения и богатую милость дарует. Если же кто истинно кается и плачет о грехах своих, то будет от всего злого удален. И Бог таковым вскоре не только отпущение грехов подаст, но и великую милость дарует. Как Манассии-царю, и Навуходоносору-царю, и Митридату. Какое зло они перед Богом сотворили и много и тяжко грешили, и Господь Бог великие и тяжкие казни на них послал и зловеликое наказание. Они же испугались, и вошел страх в душу и трепет в кости их. Навуходоносор-царь в скотину был обращен и на поле со зверями кормился семь лет, возопив к Богу душой и умом, и Господь услыхал и помиловал его, и опять он на царстве оказался, а Митридат-царь в свинью был превращен, тоже Бога призвал и был прощен. Манассия в вола был обращен Божественным гневом, поскольку пятьдесят два года идолам поклонялся и весь народ своей земли обратил к идолопоклонению. Но каялся об этом и молитвой Господа умолил и был помилован. О нем же в церкви Божьей поют и до сего дня. Так и о себе понимай. Какие наказания великие от Божьего и царского гнева терпел ты, и честь поругана была, но ведь ранее и почтен был и ныне скорбь свою утоли молитвой и постом, и слезами, и истинным покаянием и отвращением от всякого зла, неугодного Богу. Господь близок к тем, кто боится его. Молитву их услышит и царский гнев утолит.

Сокрушение твое, господин мой, перейдет от тебя ко мне со скорбью, которая терзает тебя. Хочешь от меня помощи и ходатайства к неким людям, которые дерзновение имеют обратиться о твоей скорби к государю, но, господин, не имею я таких людей, которые могли бы о тебе попросить. Только должен у Бога пользы тебе испрашивать. А к тебе обращу некое воспоминание от Божественного писания. Наказание обрушивается на человека не без Божественного промысла, а из-за грехов наших или по наущению Бога за отступление от правды или в отмщение за сотворенное зло. (…)

Видишь ли, любимый мой, каковы судьбы Божьи, он и святых не оставляет не отмщенными. О чем же говорить нам, многогрешным, по отношению к нему, и к братьям нашим, и ко всем человекам. Много наказаний святым в Божественном писании есть, но я не утомлю тебя долгим рассказом. Так же и мы сами себя проверяем истиной и разумением, если сотворим что по злобе кому, и за это нам приходит наказание и напасти от Бога и людей. Как говорил Господь: каким судом судите, таков же суд и вам будет, и какой мерой мерите — возмерится и вам. И пророк говорит: если кому сотворил что, то же и тебе будет. Так и о согрешениях наших, или же Богу согрешаем и наказаны от Него. Тот, кто наказан и скорбит, должен найти свою вину, из-за которой оставлен он Богом. И примет он наказание и гнев от всевладущего Бога, или от сильных насилование и от врагов и от друзей наветы, или от меньших и безродных унижение и бесчестие; и в скорбь, и в недуг, и в страсти бессчетные, и в срам предаваем может быть. Ты же о сем не скорби душевно и внимай своей совести. На делающих тебе злое, злословящих не злобся, да не погубишь воздаяния от Бога за свое великое терпение, но молись о них. Как говорит Господь в своем святом Евангелии: любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас и молитесь о творящих вам обиды и напасти. Все случившиеся с тобой обиды и поношения с благодарением терпи. По праведному суду Божию каждый должен себя истинно проверить, не согрешил ли он перед Богом или людьми. Может, он когда зло кому ненароком сотворил, или неправдовал кого в чем, или обиду нанес кому, или чужие имения себе лихоимством или какой неправдою присвоил, или срам и унижения кому принес, или злое дело на него навел и пострадал из-за него человек. Или неправедно судил по вражде, или по дружбе, или по мзде правого обвинил, а неправого оправдал, или нуждающихся не услышал и не помог. Или дани тяжкие и всякие налоги жестоко и неправедно возлагал и к своим подчиненным был немилосерден. Или у нуждающихся отнимал, а иным давал. Или порадовался печали и беде ближнего, или злое советовал на кого. Или государю неправдовал и не повиновался или перечил. Вот из-за таких согрешений мы и предаваемы Богом душевным и телесным страстям и сраму.

Когда соберется некоторое количество таких согрешений, тогда и наказания посылает праведный Судия Бог. Ничего из случившихся скорбных согрешений без праведного наказания не остается, но все по праведному суду Божьему. И неправды наши ходатаи о наказании от Господа Бога праведного, кто как согрешит — от того же и мучится. Разумный человек воспринимает Божественную судьбу как врачевание и исцеление, и благодарно терпит обрушившиеся на него скорби и беды, и никого не винит в том. Глупый человек не думает о грехах своих и в постигшем его наказании винит либо Бога, либо людей, и их укоряет и злословит, и отмщения жаждет. Избавления от этого не принимает и лишается Божественной помощи. Ты же, господин мой возлюбленный, с благоразумием потерпи случившуюся с тобой скорбь и печаль и надейся на избавление от Господа и сам утверждай себя. Да не войдет в твое сердце всякое слово и помышление лукавое, или к Богу неблагодарение, или неблагочестивый помин и ругательная речь. Сердце царево в руце Божией и слуга он Божий в наказание согрешающим, а поставлен от Бога для наказания всем творящим обиду и совершающим неправду. Как и Апостол пишет: Бога бойтесь, а царя чтите. Не зря он меч носит, но в похвалу добродетельным и в отмщение злодеям. Там же написано, если не хочешь бояться власти — твори благое и похвалу будешь иметь великую. Такой порядок благоугоден перед Господом и таким образом избавление от наказаний бывает и от Бога отпущение грехов. Много раз на согрешающего и некающегося Бог посылает напасти и скорби, и в результате приходит тот к покаянию. И от Бога наказание и искушение на пользу бывает. Блажен тот, кого наказует Господь, обращая его к покаянию.

Нет праведника без греха и нет грешника без благих помыслов. Так и написано. Вот видишь праведника, который подвергся скорбям, и напастям, и болезненным недугам, подумай о нем и скажи: Сей праведник некое малое зло сотворил, ведь он человек, и за это получил отмщение. Иногда видишь ты грешника, грабящего, лихоимствуюшего, множества зла творящего, а в жизни он пребывает в изобилии, живет славно, подобно мне окаянному, и во здравии пребывает. И в веселии бесскорбно провожает свои дни. Сей грешник, творя зло во множестве, нисколько не страдает здесь. Но там мучений много иметь будет, а может даже, не болея, умереть злой смертью. Смерть для грешников лютой бывает. Так, Лазарь, убогий, праведник был и все дни свои в скорбях и недугах прожил, а богатый — в чести и здравии. Но конец обоих показателен. Сей блаженный понесен был ангелами в царство Божие и в радость неизреченную. Окаянный же в миру не пострадал, но за все то, что он имел в настоящем житии, отойдя, должен ответ держать. Был он огнем жестоко палим. Возопил омочить в воде пальцы, чтобы прохладить язык, и того не получил и утешения в этих муках не было ему.

Благо — если здесь принять наказание от Бога и очиститься от грехов. Ты же, возлюбленный, зла никому не сотворил, и перед Богом ни в чем не согрешил, и принял наказание без правды. И восприми это как благодать Божию, ибо Бог, любя, тебе послал. Будь благоразумен— перетерпи. Блаженство от Бога примешь, как и все святые претерпешие многие страсти. Богу благоволили. Так, да явится правда и крепость духа прославится, от Бога и Божественный верховный апостол Петр писал: это есть Благодать, если кто совести ради терпит наказания и страдания без правды; так что, возлюбленный, не удивляйся наказаниям, это искушенние тебе послано — что без правды так с тобой случилось. Но как бы приобщаешься ты к Христовым страстям. Радуйся, как и явлению славы Его возрадовались и веселились, как если бы обижен и укорен был во имя Христово. Блажен будешь ты, если славы и силы дух на тебе почиет. Их (по-видимому, обидчиков) похулит, а тебя прославит. Да никто от тебя не пострадает, только если убийца, или вор, или злодей. А христианин да не стыдится, да прославляется Богом. Ибо время получать Суд Божий. Господь сказал, в мире скорбей будете жить, а скорбь ваша на радость переложится и блаженны вы, когда поносят вас и гонят вас и всякими злыми словами ругают из-за Меня. Радуйтесь, так как награды ваши многие на небесах. А если имение твое взято будет государем или еще чего лишен будешь, не злобствуй, но вспоминай утверждение апостола Павла: ничего не принесли мы в мир и ничего взять не можем, но нагими родились и нагими отойдем. Иов праведный лишен был богатства, и имений, и детей и не обвинял он Господа, но благодарно обращался к Богу. Господь дал и Господь взял. На гноище лежа и от червей съедаем, говорил: будь же имя Господне благословенно во веки. Жена же его пришла и поучала его бесовски: ругай Господа и умри. Праведный же запретил ей говорить так безумно. Благо, говорит, получали и зло претерпим. И не согрешил Иов устами перед Господом, таким будь и ты, боголюбезный, в то время, когда кознями врагов угнетен. Или от людей, якобы хотящих вам добра и советующих тебе злословие и укорение возводить на государя или на творящих тебе зло. Утверждайся благочестием и всегда речи праведного Иова да будут в сердце твоем и на устах. Благие речи восприми, злых не принимай. Господь дал. Господь же и взял. Будь же имя Господне благословенно во веки. Как соблазнитель душ наших, диавол, не ради отнятия имений у Иова на зло навел, но чтобы Иов на Бога обиду держал, ибо хотел его от благочестия отвратить и ко греху обратить, но не смог. И праведный Иов от Бога еще более прославился и в богатстве обильном беспечально проживал. А если Бога забывают, а к людям испытывают вражду и немилость и гордость, то во многие согрешения и в безумие впадают. Печали обретя, к Богу прибегаем, а к людям смиренны бываем и в согрешениях своих каемся, так же и пророк говорит. Господи, в печали помянем тебя и в печали наказание твое нам есть.

Будь же ты, христолюбивый, в скорби терпелив с благодарением и доброрассуждением и со святыми прославишься и помощь на небесах многую получишь, по Господню слову, радость великую. Не вечна скорбь и не бесконечна. (…) Обет полагаем перед Господом волю его творити и заповеди его хранити во всем. Государю тщися верою служити, и правдою, и покорением, чтобы впредь самому вконец не погибнуть и царской душе не навредить.

Молитву боящихся его и уповающих на милость его государь услышит и спасет их. Если кто свернет с пути благого и покаяние преступит, то гнев Господень неутолим бывает, и ярость велика, и смерть грешникам, но мы же, даже если и грешны, но должны Бога молити твоей ради добродетели и нелицемерного в любви союза духовного с нами. Да обратит государь к вам милость свою и утвердит в благочестии и правде. И избавит ото всех скорбей ваших и наставит в разум истинный на путь смирения, спасения и на истинное покаяние своею благодатью и государю вложит в сердце добро к тебе, чтобы пожаловать и помиловать тебя. Об это мы молимся, твое боголюбие. Да не вызовет негодования у тебя наше неукрашенное и горькое писание. Мы ничтожны есть. Ты же, господин мой, не мудрости словесной ожидай, но благоразумно действуй. Господь же, молитвами его матери и всех святых, помощник наш и покровитель. И избавление во всех скорбях вместе и Вам и нам да будет.

 

Малинин В. Старец Филофей и его Послания. Киев, 1901. Приложения. С. 57—65.

 

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!

 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.019243 с. Яндекс.Метрика