Страница 1 из 2
А что
касается веры в семь планет, и в двенадцать звезд зодиака, и в прочие звезды, и
в плохие часы, и в рождение человека под какой-то звездой, или в час злой, или
добрый, определяющий участь, богатство или нищету, порождающий добродетели или
пороки, многолетнюю жизнь или быструю смерть, - все то кощунство и басни.
Первыми халдеи это написали, которые в суете ума своего построили башню и, на
высоту попав, соблазнились звездами. Бог же, видя безумие их... их рассеял, и
дело разрушил, и писания их отверг. От них же и греки прельстительные писания
эти восприняли и книги, и те планеты и прочие звезды богами назвали, и отошли
от творца, и поклонились сотворенному им; о таких пророк Давид говорил, сказав:
«Безумный в сердце своем не имеет Бога, погибли и помрачились в начинаниях
своих». После греков еретики приняли и насеяли горьких плевел посреди пшеницы
православной христианской веры на прельщение малоумным людям, верящим в злые
дни и часы, да в том и не каются, полагая, что это правда, но в день Страшного
суда расплату получат и с еретиками вместе будут осуждены за то, что обратили
свет на тьму и истину в ложь. Если бы злые дни и часы сотворил Бог, зачем ему
мучить грешных? Ведь Бог бы и был повинен в том, что породил злого человека,
однако же Бог, наш творец, справедлив и праведен и никакому злу не повинен. Да
и то, добрый человек, разумей, что от царя царевич родится, а от князя князь, и
даже если не достигнет немного в чем-то отцовской славы и чести, но
земледельцем не будет, и за земледельцев цари дочерей не дают, и у них за своих
сыновей дочерей не берут, и все это правится по неведомым предначертаниям все
созидающего Бога. А о звездном движении, и о солнце, и о луне пусть знает твое
величество, что не сами те звезды движутся, ибо бесчувственны, и мертвы, и ничего
не видят, но огонь невещественный, неведомый, переносимый ангельскими
неведомыми силами; очевидец тому богоизбранный сосуд апостол Павел, который,
лишь до трети тверди не дойдя, посреди самых звезд бывши, там и видел самые эти
ангельские силы, как непрестанно они трудятся для человека: те солнце носят,
другие луну, иные звезды, те управляют воздухом, ветрами, облаками, громами,
кто от земли воды возносит облаком, и лики земли направляют ангелы на
произрастание плодов, на весну и на лето, на осень и зиму. Потому и показал
Господь апостолу, какую неустанную службу несут ангелы ради человека, чтобы
научить его непрестанно служить проповеди ради спасения человека без лености;
апостол же, увидев там невыразимые видения, в своих посланиях говорит: «Не все ли
это служебные духи, служить посылаемые за тех, кто хочет получить спасение?» -
и опять говорит, что само творение освободится от рабства тлена ради свободы во
славу божьих чад. Понимаешь ли, милый, что творением называет ангелов, чадами
божьими - людей, освобождение ангелов понимает как прекращение службы их в день
последний. Что касается разрушения царств и стран - не от звезд оно происходит,
но от все дающего Бога; об этом пророк Исайя говорит: «Если послушаете меня -
благами земными насытитесь, если же не послушаете - оружие вас поглотит!» - ибо
уста Господни так говорили. И вновь вопросили апостолы; «Господи, не в этот ли
год ты готовишь царство Израилево?» Иисус же сказал: «Не ваше дело разуметь
времена и годы, которые Бог Отец положил в свое владение». Так пойми, господа
ради, с какою звездой связаны христианские царства, ныне попранные неверными,
как говорит пророк: «Кто отдаст на разграбление Израиль - не Бог ли, перед
которым согрешили?» Девяносто лет, как греческое царство разорено и не
возобновится; и все это случилось грехов ради наших, потому что они предали
православную греческую веру в католичество. И не удивляйся, избранник Божий,
когда католики говорят: наше царство романское нерушимо пребывает, и если бы
неправильно веровали, не позаботился бы о нас Господь. Не следует нам внимать
прельщениям их, воистину они еретики, по своему желанию отпавшие от
православной христианской веры; еще до споров об опресноках были с нами воедино
семьсот лет и семьдесят, а отпали от правой веры семьсот и тридцать пять лет
тому назад, в ересь Аполлинария впали, прельщенные Карлом-царем и папой
Формозом. Говорят об опресноке, как о чистоте и беспристрастии, но лгут,
скрывая в себе дьявола. Аполлинарий же своим лжеучением повелел службу служить
с опресноками потому, что, как он говорил, не принял плоти человеческой от
Пречистой Девы Господь наш Иисус Христос, но с готовой небесною плотью, точно
трубою, девственной утробой пройдя, появился, также и душу человеческую не
принял, но вместо души дух святой в нем пребывает, вот чем прельщают незлобивых
душ и неустойчивых. Увы нам в горестном прельщении и отпадении от Бога живого,
ибо если плоти человеческой не принял Спаситель, то и падшего Адама и всех от
него рожденных людей плоть не приблизится к Богу, и если не душу человеческую
принял господь, то и теперь души людские не изведены из адских глубин. Да кто
же не содрогнется, кто не восплачет от такового прельщения и падения, в
гордости безумия своего еретическим учениям последовали и богоубийственной
толпе евреев, что во время распятия Христа были сообщниками тех, о которых
евангелист говорит: «Воины же прокуратора насмехались над ним, прегибая колени
свои и говоря: «Радуйся, царь иудейский!» Воины прокуратора - слуги Пилата, но
так как Пилат был из римлян, из города Понта в Римской державе, то также и ныне
во время молитвы не склоняют своей головы, но только колени чуть прегибают
католики. О таких Давид, изначала духом святым прозрев, словно от имени Иисуса
сказал: «В поношение безумному дал ты меня». И воистину люди безумные, а не
мудрые, ибо хотя великого Рима стены, и башни, и многокровельные хоромы и не
захвачены, однако души их дьяволом пленены были из-за опресноков. Ибо хотя
внуки Агари греческое царство покорили, но веры не повредили и ничем не
заставляют греков от веры отступать, однако же романское царство неразрушимо,
ибо Господь в римской области поселился.
Наше же
христианское таинство вот что говорит о святом причастии. Приступили ученики к
Иисусу, говоря: «Господи, где ты желаешь, чтобы мы приготовили тебе пасху?» Он
же ответил им: «Вот как войдете вы в город, встретит вас человек, в глиняном
кувшине воду несущий; последуйте за ним и хозяину дома скажите: «Учитель
говорит: у тебя сотворю пасху с учениками моими». Хозяин же дома был отец
Иоанна Богослова Зеведей, которому повелел Иисус две пасхи приготовить: одну по
обычаю прежнему, как велит Моисеев закон, и это был опреснок, другую же тайную,
для которой хлеб испечен на дрожжах.
Потому-то
и тайной вечерей зовется, что у евреев с одиннадцатого до четырнадцатого нет
пресного хлеба в домах. И сначала они законную пасху съели, как повелось,
опреснок и ягненка с горчицей, стоя опоясанными и посохами подпираясь, с
покрывалом на голове. После этого, сев, наставлял их, уча избегать
начальствования, затем о предательстве говорит и после этого, набрав в
умывальник воды, начал ноги мыть ученикам, дав им прообраз святого крещения.
Потом же снова возлег и велел поставить только хлеб и вино, стал печальные
слова излагать, возведя божественные очи свои к небу: «Отче, настал час, восславь
своего сына, и сын твой восславит тебя за то, что дал ты ему власть над плотью,
за все, что ты мне дал, и я передам им вечную жизнь (ибо есть вечная жизнь),
чтобы знали тебя одного, почитая за истинного Бога, пославшего им Иисуса
Христа; и я восславил тебя на земле и дело исполнил, и ныне восславь же меня,
отче, той славой, которую имел у тебя я еще до создания мира». И снова сказал
ученикам: «Я виноград, вы же ветви, что пребудут во мне, и я в вас». И снова,
возведя очи свои, сказал. «Отче святой, освяти их во имя твое, ибо я освятился
сам, пусть будут и эти освящены праведно, но не об этих молюсь только, но и о
тех, кто верует словам их обо мне; пусть будут все воедино, подобно тому, как,
отче, я в тебе и ты во мне, пусть и эти в нас будут». Понимай же двоякое тут:
когда молится об этих, уже научив их святым тайнам, просит научить архиереев и
священников посвящать у святой трапезы; там, где порядок обряда, тут и слуг
поставлять подобает священнодействию. И тут, тотчас взяв принесенный хлеб в
святые свои и пречистые руки, поднял вверх, показав Богу Отцу, благодаря,
преломил, дал святым своим ученикам и апостолам, сказав: «Примите и ешьте, это
тело мое, за вас преломленное и за многих во отпущение грехов». После еды же
взял чащу от плода виноградного, то есть вино, и, разбавив теплой водою, дал
ученикам, говоря: «Пейте из нее все, это кровь моя Нового Завета, та, что за
вас проливаю и за многих во отпущение грехов». И не только давал ученикам, но и
сам ел и пил с ними. Затем же снова говорит: «С желанием я возжелал есть эту
пасху с вами прежде, чем приму мучение; с этих пор уже не смогу я пить от плода
виноградного, но снова изопью с вами в царстве отца моего», — и после того,
восславив Бога, взошел на гору Елеонскую.
|