… Еще вам
побеседую о своей волоките. Как привезли меня из монастыря Пафнутьева к Москве,
и поставили на подворье, и, волоча многажды в Чюдов, поставили перед вселенских
патриархов и наши все тут же, что лисы, сидели, — от писания с патриархами
говорил много; Бог отверз грешные мое уста, и посрамил их Христос! Последнее
слово ко мне рекли: «что-де ты упрям? вся-де наша Палестина, — и серби, и албанасы,
и волохи, и римляне, и ляхи, — все-де трема персты крестятся, один-де ты стоишь
во своем упорстве и крестишься пятью персты! — так де не подобает» И я им о
Христе отвешая сице: «вселенстии учитилие! Рим давно упал и лежит невсклонно, и
ляхи с ним же погибли, до конца враги быша християном.
А и у вас
православие пестро стало от насилия турскаго Магмета, — да и дивит на вас
нельзя немощные есте стали. И впредь приезжайте к нам учитца: у нас, Божиею
благодатию, самодержство. До Никона отступника в нашей России у благочестивых
князей и царей все было православие чисто и непорочно и церковь немятежна.
Никон волк со дьяволом предали тремя персты крестища; а первые наши пастыри,
яко же сами пятью персты крестились, такожде пятью персты и благословляли по преданию
святых отцов наших: Мелетия ангиохийскаго и Федора Блаженнаго, епископа
кирпиейскаго, Петра Дамаскииа и Максима Грека. Еще же и московский поместный
бывший собор при царе Иване так же слагая персты креститися и благословити
повелевает, яко ж прежний святии отцы, Мелетий и прочий, научиша. Тогда при
царе Иване быша на соборе знаменосцы Гурий и Варсонфий, казанские чюдотворпы, и
Филипп, соловецкий игумен, от святых русских».
И
патриархи задумалися; а наши, что волчонки, вскоча, завыли и блевать стали на отцев
своих, говоря: «глупы-де были и не смыслили наши русские святыя, не ученые люди
были, — чему им верят? Они-де грамоте не умели!»
О, Боже
святый! Како претерпе святых своих толикая досаждения? Мне, бедному, горько, а
делать нечева стало. Побранил их, колько мог, и последнее слово рекл: «чист
семь аз, и прах прилепший от ног своих отрясаю пред вами, по писанному: «путче
един творяй волю Божию, нежели тьмы беззаконных!» Так на меня и пуще закричали:
«возьми его! — всех нас обесчестил!» Да толкать и бить меня стали; и патриархи
сами на меня бросились, человек их с сорок, чаю, было, — велико антихристово
войско собралося! Ухватил меня Иван Уаров да потащил. И я закричал «постой, —
не бейте!»
Так они
все отскочили. И я толмачю — архимариту Денису говорить стал: «говори
патриархам: апостол Павел пишет; «таков нам подобаше архирей, преподобен,
незлобив», и прочая; а вы, убивше человека, как литоргисать станете?» Так они
сели. И и отошел ко дверям да набок повалился: «посидите вы, а я полежу»,
говорю им. Так они смеются: «дурак-де протопоп! и патриархов не почитает!» И я
говорю; «мы уроды Христа ради; вы славни, мы же бесчестии; вы сильны, мы же
немощны!» Потом паки ко мне пришли власти и про аллилуйя стали говорить со
много. И мне Христос подал — посрамил в них Дионисием Ареопагитом, как выше
сего в начале речено. И Евфимей, чюдовской келарь, молит: «прав де ты, —
нечева-де нам болши тово говорить с тобою». Да и повели меня на чепь.
Потом
полуголову царь прислал со стрельцами, и повезли меня на Воробьевы горы; тут же
священника Лазоря и инока Епифания старца; острижены и обруганы, что мужички
деревенские, миленькие! Умному человеку поглядеть, да лише заплакать, на них
глядя. Да пускай их терпят! Что о них тужить? Христос и лутче их был, да ож
ему, свету нашему, было от прадедов их, от Анны и Каиафы; а на нынешних и
дивить нечева: с образца делают! Потужить надобно о них, о бедных,
Увы,
бедные, никонияне! погибают от своего злаго и непокориваго нрава!
Хрестоматия
по истории СССР. — М.. 1951. — Т. 1. — С. 478.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0! |