Страница 13 из 21
Гл. XV. -
О сдаче крепостей, капитуляции и акордах с неприятелем
Aрт. 117.
Есть ли полк, или рота дерзнут без ведома и указу его величества, или его
фелтмаршала, с неприятелем в трактат2 или капитуляцию вступить, тогда надлежит
началных, которые в том виновны, чести, пожитков и живота лишить, а из рядовых
всегда десятого по жеребью повесить, протчих же жестоко шпицрутенами наказать,
и вне обоза поставить, пока они от того порока очистяться, и своими храбрыми
действами заслужат, кто же из оных доказать может, что он в том непричастен
есть, но в том прекословил, оный имеет для невинности своей свобожден быть, и
при случае повышения себе ожтелей получить не можно, то с оными тако как с
дезертирами поступлено, и оных пожитки забраны быть имеют.
Толк. Сей
артикул надлежит разуметь о оных полках и ротах, которые вместе куды с другими
командированы, а без ведома командира тайным образом с неприятелем трактовать,
и о здаче места или города какова договариватся будут, но не о тех, которые
одни в каком месте поставлены, и атаку от неприятеля выдержали, и крайние
отпоры учинили. Такожде когда оные более держатца, или от фелтмаршала или
генерала указу обождать и сикурсу получить более надежды не имели, а с
неприятелем надлежащим образом трактовали.
Aрт. 118.
Кто из офицеров, которому команда в крепости поверена, оное место без крайней
нужды здаст, и оставит, оный имеет чести, пожитков и живота лишен быть. Рядовые
же без знамен вне обоза стоять и от того порока очиститься принуждены, пока
оные свое погрешение и боязливость, храбрыми делами паки направят.
Aрт. 119.
Ежели же подчиненные коммевданту офицеры и рядовые салдаты его комменданта
принудят, или подманят к сдаче крепости, тогда имеют все офицеры (которые в
таком деле виновны суть, и позволили на таковое понуждение) чести, пожитков и
живота лишены быть. А из рядовых всегда десятый по жеребью повешен, а протчие
как беглые наказаны быть.
Толк.
Протчие шпицрутенами будут наказаны и принуждены вне обозу сто ять, пока оные
себя паки достойными учинят, с протчими солдатами в равенстве содержаны
быть.
Aрт. 120.
Буде же офицеры и салдаты без всякой притчины допустят коммевданта прежде
времени, и не видя крайней нужды на акорд здаваться, и оному от того не
отсоветуют, или в том его не удержат, тогда как офицерам, так и салдатам
учинить против 117 артикула.
Толк.
Того для в таком случае противление, не токмо допущено, но и повелено таким
образом, что есть ли офицеры усмотрят, что коммендант без нужды крепость сдать
похощет, тогда имеют оные приступя к нему прекословить, и преклонять его к
должности. А ежели его от намерения такова уговорить не можно, онаго
заарестовать, и другаго между собою вместо его избрать, и тако всевозможным
образом оную крепость оборонять должны.
Aрт. 121.
Никто да не дерзает при осаде особливые советы иметь, и много говорить или
кричать, чтобы крепость или место здать или оставить, ниже других словом или
делом к обороне робость какую подать. Кто в том уличен будет, имеет другим ко
устрашению без далного отлагателства повешен быть.
Aрт. 122.
Никто да не дерзает под наказанием смерти, противится к бою с неприятелем, не
щадя своего живота, до самой крайности, и работать, где поведено будет.
Aрт. 123.
Притчины, которых ради коммендант, офицеры и солдаты извинены быть могут, когда
крепость здастся, суть следующия: (1) крайней голод, когда ничего не будет, чем
человек питатися может, имея наперед всевозможную в пище бережность, (2) когда
аммуниции ничего не останется, которая токож со всякою бережью трачена; (3)
когда людей так убудет, что оборонитися весьма не в состоянии будут (а во всю осаду
оборонялися храбро) сикурсу получить не могут, и что крепости уже по всем видам
удержать будет невозможно; (4) однакож сии пункты суть тем, кои особливаго
указа не имеют. А которые имеют указ до последняго человека оборонятся, то ни
какой нужды ради не капитулировать с неприятелем, и крепости не отдавать.
Толк. В
сих вышеименованных артикулах часто лишение чести, пожитков и живота упомянуто,
которое тако исправлено имеет быть, что палач сперва шпагу у нарушителя
переломит, и его шельмом объявит, а потом его повесит. И естьли оный пожитки
имеет, оные на его величество взяты быть имеют.
|