ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Документы по истории России XIX в. arrow Конституция Н. Муравьева (1825 г.)
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Конституция Н. Муравьева (1825 г.)
Список статей
Конституция Н. Муравьева (1825 г.)
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
 

ГЛАВА 10. О верховной исполнительной власти.

I раздел - о императоре.

II раздел - временный правитель.

III раздел - главы приказов.

101. Император есть: Верховный Чиновник Российского Правительства. Его права и преимущества суть:

1. Власть его наследственная по прямой линии от отца к сыну, но от тестя она не переходит к зятю.

2. Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть.

3. Он имеет право останавливать действие законодательной власти и принуждать ее ко вторичному рассмотрению закона.

4. Он Верховный Начальник сухопутной и морской силы.

5. Он Верховный Начальник всякого отделения Земских Войск, поступающаго в действительную службу Империи.

6. Он может требовать письменного мнения главного чиновника каждого исполнительного департамента о всяком предмете, с его обязанностию сопряженного.

7. Ведет переговоры с иностранными державами и заключает мирные трактаты с совета и с согласия Верховной Думы, лишь только две трети присутствующих Думы на то согласились. Трактат, таковым образом заключенный, поступает в число Верховных Законов.

8. Он назначает посланников, министров и консулов и представляет Россию во всех ее отношениях с иностранными Державами. Он назначает всех чиновников, о которых не говорено в сем Уставе.

9. Не может однако же помещать в трактатах статей, нарушающих права и состояние Граждан внутри отечества. Равным образом не может включать в оные без согласия Веча Народного условия напасть на какую-либо землю, не может уступить никакого участка земель, принадлежащих России.

10. Назначает судей верховных судебных мест с совета и согласия Верховной Думы.

11. Он наполняет все места, сделавшиеся свободными, когда Народное Вече распущено, и дает от себя постановленным временным чиновникам Грамоты на сии места, которые имеют силу до окончания первого съезда Думы.

12. Он означает и постановляет по каждой отрасли дел или в каждом Приказе Главу, как то:

1. - Главу казначейского Приказа (М. Фин.).

2. - Главу Приказа сухопутных сил (М. Воен.).

3. - Главу Приказа морских сил (Мор. М.).

4. - Главу Приказа внешних сношений.

13. Он обязан при каждом съезде обеих палат доставлять Народному Вечу сведения о состоянии России и представлять его суждению принятие мер, которые ему покажутся необходимыми или приличными.

14. Он имеет право созывать обе Палаты и Верховную Думу в случае переговоров или суда.

15. Не может употреблять войска во внутренности России в случае возмущения, не сделав о том предложения Народному Вечу , которое немедленно обязано удостовериться посредством следствия в необходимости Военного положения.

16. По востребованию его обе палаты разбирают его предложение в тайном совещании, ежели сие покажется ему нужным.

17. Если бы палаты не согласились между собой на время отсрочки их заседаний, то он может отрочить оныя, но не более, как на три месяца.

18. Он принимает послов и уполномоченных иностранных Правительств.

19. Наблюдает за строгим исполнением общественных законов.

20. Дает Грамоты назначения всем Чиновникам Империи.

21. Ему дается титул Его Императорского Величества,никакой другой не допускается. Выражения: Именное повеление, Высочайшее соизволение, соизволение быть по сему и т. п. уничтожаются, яко неприличныя и не имеющия никакого значения в земле благоустроенной. 

22. Народное Вече определяет, с каким обрядом новый Император принимает сие званье.

23. Император при вступлении своем в правление произносить следующую присягу посреди Народного Веча:

 «Я клянусь торжественно, что буду верно исполнять обязанности Императора Российскаго и употреблю все мои силы на сохранение и защиту сего конституционного Устава России».

102. Кабинет уничтожается, ясак Сибирских Народов и все так называемые регалии поступают в общественное Казначейство, но Император получает на содержание свое и своего семейства ежегодно из общественного Казначейства сумму, равную цене 102 000 фунтов чистого серебра, в которых он никому не обязан давать отчета.

103. Особы, составляющие Семейство Императора, не отличаются от частных лиц, подчинены тем же учреждениям и тому же влиянию Правительства, как и все прочие, и не пользуются никакими особыми правами и преимуществами.

104. Так называемый Двор не может иметь существования, признанного законами в земле благоустроенной, и для того Император властен иметь Обер-Камергеров, Камергеров, Обер-Гофмаршалов, Обер-Церемониймейстеров, Обер-Гофмейстеров, Обер-Шенков, Шталмейстеров, Камер-Юнкеров, Камер-Пажей, Пажей, Штатс-дам, Гоффрейлин и прочее. Но все сии звания иностранные не дают особам, носящим оные, права почитаться в общественной службе, когда они себя посвятили служению одного лица, и потому они не получают ни жалования, ни каких либо вознаграждений из общественного Казначейства, но Император имеет право давать им жалование из отпускаемых ему 8,000,000 млн. Сверх того, они лишаются на то время прав гражданства, т.е. права избирать и преимущества быть избранным в общественныя должности, поелику они находятся в частном служении.

105. Правитель Империи не может удалиться из оной без важных неудобств:

1. Ход дел в Правлении замедляется.

2. Равновесие властей расстраивается.

3. Неприлично, чтобы первослужитель Народа находился не среди оного.

4. Народ может претерпеть важные оскорбления в лице его от Иностранцев.

5. Такое путешествие повлечет за собой издержки возбраненныя сим Уставом

6. Сверх того, в отделении от отечества Император может скорее следовать внушениям иностранных завистников и сделаться орудием их злоумышлений,

 а потому Император ни в каком случае не имеет права выехать из пределов Отечества, даже в заморския владения отечества.

106. Выезд Императора из России не иначе представляется, как оставлением оной и отречением от звания Императорского; в таком случае Народное Вече немедленно провозглашает наследника его Императором.

107. Совершеннолетие Императора полагается 18 лет; в случае объявленной Министрами неспособности телесной или нравственной Императора и признанной Народным Вечем наследник его заступает место временного Правителя (Регента), буде это временный недуг, или место Императора, буде нет надежды на поправление его здоровья.

108. В случае, если бы Наследник Императора еще не достиг 18-ти летнего возраста, тогда место Правителя России занимает Председатель Думы Верховной, председательство же Думы Верховной переходит его Наместнику. Через каждые 4 года избирается новый Правитель поочередно - в первый раз Думою из всей Палаты Представителей, во второй Палатою представителей из среды Верховной Думы и так далее до совершеннолетия Наследника.

109. Член Думы или народный представитель, занимающий место Правителя России, во все время получает вознаграждение, ежегодно, равное ценности 2000 фунтов чистого серебра. Временный Правитель пользуется всеми правами, предоставленными сим Уставом Императору.

110. Если бы болезненный припадок или кончина Императора случились в такое время, когда распущено Народное Вече, то члены Приказов обязаны под своею ответственностью созвать немедленно обе Палаты иди, по крайней мере, Верховную Думу.

111. Женщины не наследуют Императорской власти и не доставляют никому на оную права посредством брака: общество людей свободных не есть вотчина и не может служить... (sic!) Императорское званье учреждено наследственным для удобства, а не потому, чтобы оно было в самом деле семейственным достоянием. Итак, по пресечении мужеского поколения, народ учредит вид правления или приступит к избранию другого семейства.

 N.B. Право Сие было превозглашаемо и признано даже теми Императорами Российскими, которые почитали себя источниками всякой власти и, следовательно, не предполагали никакой власти в народе.

112. Кроме мирных трактатов, отчетов, представляемых Народному Вечу, о состоянии России, предложения мер или издания законов, грамот Посланникам, Чиновникам Империи и законов, утвержденных Народным Вечем, Император не подписывает ни одной бумаги. Все остальные бумаги, отчеты, предписания и донесения подписывают Главы Приказов, каждый по своей части, а иногда все вместе, когда дело идет о постановлении для всех общем, или когда они подают свое мнение Вечу.

113. Все гражданские Чиновники, Главы Приказов, Правитель временный и пр. могут быть лишены своих должностей, если вследствие обвинения Палатою Представителей уличены будут Думою в измене, расхищении общественной казны или сделали еще какия-либо преступления и, наконец, ежели окажутся неспособными.

114. Всякой Чиновник исполнительной власти отвечает за каждое свое действие; никто не может оправдаться полученным приказанием, ибо в гражданском быту слепое повиновение не может быть допущено, и всякий исполнитель противозаконного веления будет наказан так, как и подписавший веление. Император не подлежит суждению, если же сам Император лично учинит какое-либо преступление, за которое никто другой не подлежит ответственности, то сие приписывается нравственному недугу Народным Вечем, которым, в таком случае, учреждается Регентство, посредством особого закона.



 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.014061 с. Яндекс.Метрика