ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Документы по истории России XX в. arrow Р. Мэсси о "серебряном веке" русской культуры
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
История России: XIX век

Rambler's Top100

Р. Мэсси о "серебряном веке" русской культуры

В литературе это был Антон Чехов, писавший пьесы и рассказы, которые стали мировой классикой. В 1898 году Константин Станиславский впервые открыл двери знаменитого Московского Художественного театра, и повторная постановка чеховской «Чайки», написанной в 1896 году, определила его успех. Затем появились «Дядя Ваня» (1899) и «Вишневый сад» (1904), что подтвердило рождение новой концепции реалистической актерской игры и новой эры в истории театра.

В 1902 году Станиславский поставил «На дне» - мрачную реалистическую пьесу Максима Горького, впоследствии завоевавшего широкую известность благодаря своей талантливой прозе. В Киеве с 1900 по 1905 год ШоломАлейхем, потерявший состояние в торговле зерном и скотом и игре на бирже, целиком посвятил себя писанию на еврейском языке коротких рассказов, создавших ему славу «еврейского Марка Твена».

Выдающийся философ и поэт Владимир Соловьев начал в 1894 году публиковать свои труды. В 1904 году появились первые произведения знаменитого ученика Соловьева Александра Блока. В Петербургском институте экспериментальной медицины Иван Павлов, русский ученый, достигший значительных успехов в химии и медицине, проводил эксперименты по физиологии, связанные с центральной нервной системой, принесшие ему в 1904 году Нобелевскую премию.

Большие сдвиги можно отметить и в российской живописи. Илья Репин, профессор исторической живописи в Санкт-Петербургской Академии художеств создает монументальные произведения на темы исторического прошлого России. Виктор Васнецов и Михаил Нестеров пошли еще дальше и попытались воссоздать средневековое религиозное искусство. Вместе с тем молодые мастера эмоционально восприняли в своем творчестве увиденных на выставках в России Сезанна, Гогена и Пикассо. Серов под влиянием французских импрессионистов писал вызывающие восхищение портреты многих современников, в 1900 году он написал портрет Николая II. В 1896 году московский адвокат Василий Кандинский бросил свою карьеру и покинул Россию, чтобы начать рисовать в Мюнхене. В 1907 году Марк Шагал приехал в Санкт-Петербург и стал учиться живописи у известного художника того времени Льва Бакста.

В императорском балете полвека царил Мариус Петипа, царствование хореографа закончилось его уходом в отставку в 1903 году. С изумляющим и триумфальным вдохновением он поставил шестьдесят больших балетов, среди которых шедевры Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Именно Петипа открыл путь на сцену блистательной плеяде русских балерин и танцовщиков, таких, как Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Анна Павлова и Вацлав Нижинский. И в наши дни лучшие балетные труппы мира критерием виртуозности и мастерства считают стандарты, созданные Петипа. В 1899 году Сергей Дягилев основал влиятельный журнал «Мир искусства», на страницах которого критиковал консервативный стиль Петипа. В 1909 году Дягилев вместе с дерзким молодым хореографом-новатором Михаилом Фокиным открыл сезоны русского балета в Париже, покорив весь мир.

В консерваториях Санкт-Петербурга и Москвы - учебных заведениях высочайшего класса - плеяда знаменитых профессоров, сохраняя традиции, преподавала исполнительское искусство своим талантливым студентам. Автор великолепной оперы «Золотой петушок» Николай Римский-Корсаков дирижировал Санкт-Петербургским симфоническим оркестром. Он находил время для занятий с молодым Игорем Стравинским, замечательные оригинальные балетные партитуры которого - «Жар-птица» (1910), "Петрушка" (1911) и «Масленица» (1913), написанные специально для Дягилева, - оказали громадное влияние на музыкальную культуру всего XX века. Позже, в 1914 году, окончил консерваторию другой ученик Римского-Корсакова - Сергей Прокофьев. Среди скрипачей и пианистов, получивших образование в царской России, можно назвать Сергея Рахманинова, Владимира Горовица, Ефрема Цымбалиста, Михаила Эльмана и Яшу Хейфица. Сергей Кусевицкий руководил своим симфоническим оркестром в Москве. В 1899 году дебютировал непревзойденный бас Федор Шаляпин, ставший кумиром оперной сцены.

Музыка, в том числе оперная, стала любима и популярна буквально во всей России. Киев и Одесса, Тифлис и Варшава - каждый из этих городов имел собственную онеру, сезон которой продолжался восемь-девять месяцев. Только в Санкт-Петербурге имелось четыре оперных театра. В 1901 году по указу императора Николая был построен один из них так называемый Народный Дом. Полагая, что простые русские люди должны иметь возможность слушать лучшую национальную музыку и пьесы, царь приказал построить большое здание, в котором размещались театр, концертные залы и ресторан. Входная плата была чисто символической - всего двадцать копеек. Здесь стали выступать лучшие оркестры и ведущие артисты и музыканты. Петербургское общество, проявлявшее большой интерес ко всему новому, толпой валило в Народный Дом.

 

Мэсси Р. Николай и Александра . – М., 1992. - С. 71-72

 

 

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Powered by AkoComment 2.0!

 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.013388 с. Яндекс.Метрика