Страница 4 из 22
§ 11. О
Необходимости Русской Правды и Временного Верховного Правления.
Сия двойная цель не может иначе с Успехом
быть достигнута как посредством учреждения Временного Верховного Правления и
обнародования Русской Правды ко Всеобщему сведению. Причины тому суть
следующия: предполагаемый новой Порядок, по обширности Государства и
многочисленности статей и предметов переобразованию подлежащих не может быть
введен вдруг одним разом. Для сего нужно множество мер приуготовительных или
переводных, которые должны постепенно в ход и Действие быть приводимые дабы
Государство не подверглось безпорядкам, волнениями превращениям, которые вместо
улучшения могли бы только ввергнуть оное в гибель. Все происшествия в Европе в
последнем полустолетии случившияся доказывают что Народы возмечтавшие о
возможности внезапных Действий и отвергнувшие постепенность в ходе
Государственного Преобразования впали в ужаснейшия бедствия и вновь покорены
игу Самовластия и Беззакония. Сие доказывает необходимость приступить к
переобразованию Государства постепенными меропринятиями. Кому может быть
поручено исполнение сего важного Дела как не Временному Верховному правлению:
Прежняя Верховная Власть довольно уже доказала враждебные свои чувства против
Народа Русского; а представительный Собор не может быть созван ибо начала
представительного Верховного Порядка в России еще не существуют. Но поелику
Россия должна иметь залог в том что Временное Верховное Правление точно будет
действовать для одного только Блага России и для Всевозможного
Усовершенствования Положения и состояния ЕЯ по всем предметам и статьям,то необходимым
оказывается издание Русской Правды в виде Наказа Верховному Правлению. С другой
стороны составление Уложения или полного свода Законов есть Дело обширное,
многотрудное, требующее много времени и больших соображений дабы все статьи
оного в совершенном между собою находились согласии и соответствии. А по сему и
не может оное быть вдруг ныне издано. К тому же Государственное Уложение должно
содержать одни только точные или положительные Законы и Постановления
утверждающие Будущий Порядок в Государстве а следовательно и не должно оно
содержать:
1. Ни
воспоминания о ныне существующемпорядке: ибо оный прекратит свое существование;
2. Ниже
изложения переводных и приуготовительных мероприятий или средств коими нынешний
порядок заменен будет предполагаемым новым: ибо приуготовительные и переводные
меры суть Действия преходящие;
3. Ниже
наконец пояснения основных умозрительных Соображений и Правил на коих
Государственное здание имеет быть сооружено: ибо умозрения не могут входить в
Состав Положительных Законов или Уложения.
Но поелику сии три предмета преимущественно
важны и России непременно известны быть должны при самом начале Ея возрождения
и Переобразовани я, то тем еще более оказывается Необходимость в Русской
Правде, которая излагая коренные Начала и основания сего Переобразования,
содержала бы Указания на Целое Государство и на все оного части члены и
Отрасли.
§ 12.
Определение: цель и Действие Русской Правды.
Русская Правда есть по сему Верховная
Всероссийская грамота определяющая все перемены в Государстве последовать
имеющию, все предметы и Статьи уничтожению и низпровережению подлежащие и
наконец коренные Правила и начальные основы, долженствующие служить неизменным
руководством при сооружении нового Государственного порядка и составлении нового
Государственного Уложения. Она содержит определение некоторых важнейших
положительных законов и Постановлений будущего порядка Вещей, изчисление
главных предполагаемых переводных меропринятий и вместе с тем пояснение
коренных Соображений, начальных причин и основных Доводов утверждающих
предполагаемое для России Государственное Устройство. И так Русская правда есть
Наказ или Наставление Временному Верховному Правлению для его Действий, а
вместе с тем и обьявление Народу от чего он освобожден будет и чего вновь
ожидать может. Она содержит Обязанности на Временное Верховное Правление
возлагаемые и служит для России ручательством что Временное Верховное Правление
единственно ко Благу отечества действовать будет. Недостаток в таковой Грамоте
ввергнул многие Государства в Ужаснейшие бедствия и междоусобия потому что в
оных Правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным
страстям и частным видам не имея перед собою ясного и полного наставления коим
бы обязано было руководствоваться, и что Народ между тем никогда не знал что
для него принимают, никогда не видел ясным образом к какой цели стремятся
Действия Правительства и волнуемый разными страхами, а потом и разными
страстями часто предпринимал беспокойные Действия и наконец междоусобия производил.
Русская Правда отвращает своим существованием все сие Зло и приводит
Государственное Переобразование в положительные ход и Действие тем что все
определяет и на все предметы коренные правила издает. По сему обязаны с нею в
полной мере сообразоваться как Временное Верховное Правление со всеми частями,
отраслями и степенями Правительства, так равно и весь Народ со всеми оного
членами или Гражданами. Временное Верховное Правление обязано новый
Государственный Порядок Русскою Правдою определенный постепенными
меропринятиями ввести и устроить а Народ обязан сему введению не только не
противиться но на против того Временному Верховному Правлению усердно всеми
силами содействовать и неуместным нетерпением не вредить преуспеванию Народного
Возрождения и Государственного Преобразования.
§13.
Разделение Русской Правды на Главы.
Для сего составлена Русская Правда из Десяти
Глав:
Первая Глава рассуждает о границах
Государства и о разделении земельного пространства оного: она показывает где
обретается Российское Государство.
Вторая Глава рассуждает о Народе в отношении
к различным племенам Российское Государство населяющим.
Третья Глава рассуждает о Народе в отношении
к различным Сословиям в Российском Государстве обретающимся.
Четвертая Глава рассуждает о Народе в
отношении к приуготовляемому для него Политическому или общественному
Состоянию.
Пятая Глава рассуждает о Народе в отношении к
приготовляемому для него Гражданскому или частному состоянию.
Шестая Глава рассуждает о Правительстве в
отношении к Устройству и образованию Верховной Власти.
Седьмая Глава рассуждает о Правительстве в
отношении к Устройству и образованию Государственного Правления.
Восьмая Глава рассуждает о Правительстве в
отношении к Устройству Безопасности в Государстве.
Девятая Глава рассуждает о Правительстве в
отношении к Устройству благосостояния в Государстве.
Десятая Глава содержит Наказ для составления
Государственного Уложения долженствующего быть полным сводом всех Законов и
всех постановлений.
Сверх сего содержит Русская Правда в виде
Предисловия изложение общих Понятий и об основах всякого Государственного
Установления, а в Виде 3аключения краткое извлечение из Русской Правды,
содержащее главнейшия определения и постановления русскою правдою учиненные.
При сем надлежит Заметить:
1. что
Вторая, Третья, Четвертая и Пятая Главы рассуждают о Народе, а Шестая, Седьмая,
Восьмая и Девятая Главы рассуждают о Правительстве.
2. Что из
четырех глав рассуждающих о Народе первые две касаются ныне еще существующего
порядка Вещей указывая на перемены которые с оными воспоследовать имеют а
последния Две касаются нововводимого порядка Вещей с изложением коренных
Оснований сего Нового порядка и
3. Что из
четырех Глав, рассуждающих о Правительстве, первые две касаются Главных основ образования
Правительства или общего Учреждения оного, а последния две касаются частных
подробностей и Действий Правительства. При рассуждении о каждом предмете в сих
четырех Главах излагаются наставления как для изменения существующих
Установлений, так и для введения новых с Целью благоустроенного Государства
сообразнейших.
ГЛАВА
ПЕРВАЯ. О ЗЕМЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОСУДАРСТВА
§1. Право
Народности и Права благоудобства.
Определение границ Государству столь
пространному и Великому, какова Россия есть Дело Важное. Многочисленно
Количество племен различных от Востока до Запада, от Юга до Севера Великому
Народу Российскому подвластных и к Его Государству присоединенных. Не число их
нужно умножать, не о распространении пределов помышлять, но единственно стараться
о водворении благоденствия в сих обширных владениях. Не менее того, поелику от
хороших границ много зависит Безопасность Государства, а следовательно и
благоденствие оного, то и надлежит пределы обстоятельно рассмотреть и с
точностью постановить.
Если бы каждое Государство из одного только
племени или Народа состояло, то границы Его сами собою определялись бы
пространством, на котором бы тот народ был поселен; но так как все почти
большие Государства а тем паче Россия содержат в своем составе много различных
племен, то и определение Границ соделывается труднейшим. От двух
противоположных желаний происходит затруднительность. Народы подвластные
Большому Государству и происходящие не от Господствующего в оном, но от других
племен желают всегда для себя Независимости и отдельного политического
существования: утверждаясь на праве составлять особые Государства и называя
оное Правом Народности. С другой же стороны стремится всякое Большое
Государство к установлению Границ крепких местным положением и сильных естественными
оплотами, а вместе с тем стремится и к тому чтобы Силы маленьких народов его
окружающих умножали силы собственные его а не силы какого либо другого
соседственнего большого Государства: основывая сие стремление и старание на
праве и называя оное Правом благоудобства.
Эти два противоположные желания основанные:
одно на праве народности племен подвластных а другое на праве благоудобства для
Народа Господствующего, в сущности своей оба Естественны но имеют однако же оба
свои ограничения и во взаимных отношениях своих имеют случаи в коих одно
другому уступать должно. Сей перевес на сторону Права Народности или на сторону
права благоудобства должен определяться третьим правилом или третьим
соображением состоящим в том что право Народности существует истинно для тех
только Народов которые пользуясь оным, имеют возможность оное сохранить, и что
право благоудобства принимается в соображение для утверждения Безопасности а не
для какого либо тщеславного распространения пределов Государства. Таким образом
племена подвластные Большому Государству не могущие по слабости своей
пользоваться самостоятельною политическою независимостью и долженствующие
следовательно непременно состоять под властью или Покровительством которого
либо из больших соседственных Государств, не могут ограждаться правом
Народности ибо оно есть для них мнимое и не существующее. К тому же маленькие
Народы между большими находящееся, служат всегдашним поприщем Военным Действиям
раззорениям и гибельным Бедствиям всякого рода; А посему лучше и полезнее будет
для них самих, когда они соединятся духом и обществом с большим Государством и
совершенно сольют свою Народность с народностью Господствующого Народа
составляя с ним только один Народ, и переставая безполезно мечтать о Деле
Невозможном и Несбыточном. Сильное же Государство, опирающееся на Народ
Великой, должно всегда помнить, что Могущество ему дано от провидения не для
утеснения Соседей но для действий праведных и согласных с чистою
справедливостью; и что хотя имеет оно конечно Неоспоримое право устанавливать
для себя границы крепкие, присоединять к себе по благоудобству племена
немогущие пользоваться действительною Народностью и все то предпринимать и
устроивать что для истинной его Безопасности необходимо, однако же имеет вместе
с тем и обязанность не распространять своих пределов для пресыщения одного
только тщеславия, охотно принимать в свою Народность племена присоединенные
дабы они составляли в Государстве не только худо прилепленные к нему части, но
сливались бы совершенно в общий Состав, забывали бы свою прежную бессильную
Народность и вступали бы с удовольствием в новую Величественнейшую Народность и
наконец не должно противиться враждебными чувствами и Действиями правильному
отдельному Существованию Народов могущих пользоваться полною политическою
независимостью.
Из всего здесь сказанного явствует что для
правильного и положительного Установления Границ надлежит непременно
руководствоваться тем соображением что Право Народности должно брать верх для
тех Народов, которые могут самостоятельною политическою независимостью
пользоваться; а что право благоудобства должно брать верх над теми Народами
которые сею самостоятельною политическою независимостью пользоваться не могут и
непременно должны состоять под властью какого либо сильнейшого Государства.
|