Страница 19 из 22
§ 5.
Духовенство.
1. -
Духовенство считается ныне особым Сословием Российского Государства самым
Несправедливым образом ибо особое Сословие составляют те только Люди или Класс
Людей, которые признаны Законами государственными: пользующимися правом иметь в
виду собственные свои выгоды отдельно от Массы Народной. Следовательно в том
состоит отличительная черта всякого Сословия что оно имеет целью своего
существования собственное благо своих членов отдельно и независимо от Массы
Народа и без внимания на нее. Духовенство не находится в таковом положении: Цель
его существования несут Мирские Выгоды Духовных Лиц но есть Священнослужение
необходимое для блага Всех, и Духовных и Мирян. Из сего явствует что
Духовенство не есть особое Сословие но есть особое Звание имеющее особые
занятия, исполняющее особые должности. А по сему Духовенство должно быть
признано частью Правительства и частью самою наипочтеннейшей. Оно есть ветвь
Государственного Правления, отрасль чиноначальства и чем теснее связь между
Духовными и Мирянами, тем счастливее Народ, тем благополучнее Государство. Сами
же Духовные Лица суть Чиновные особы и вместе с тем Российские Граждане как и
все вообще Чиновники занимающие какия либо должности в Государственном
Правлении. Духовные Лица яко Граждане должны быть приписаны к которой-нибудь
Волости и считаться членами оной так точно как и все вообще Граждане, пользуясь
на ровне с прочими Чиновниками правами Российского Гражданства. Точно так и
Дети Духовных Лиц должны почитаться российскими Гражданами на общих для всех
правилах без всякого различия и отнюдь не составляя отдельного Сословия. Сие
относится до Белого только духовенства ибо Черное отрекается от сего света а с
тем вместе и от всех прав Рос. Гражданства поступая на совсем особое положение.
Сверх того поелику Духовенство есть часть Правительства то и могут исполнять
духовные Должности одни только Рос. Граждане, Инностранцы же немогут к тому
быть допускаемы. Посему обязывается Временное Верховное Правление всегда иметь
то Коренное правило в виду что Духовенство не есть отдельное Сословие Народа но
есть отрасль Чиноначальства, часть Государственного Правления.
2. -
Соблазны, 3ловластие и Подобострастие прошедших времен ввели в церковь многия
новости о коих православные Христиане первых веков и понятия не имели, и
которые противны Высоким Велениям прежних Церковных Отцов. К сему числу
относится удаление Белого Духовенства от Высших званий церкви . В первые
Времена Христианства одно белое Духовенство украшалось знатнейшими Санами
Священно Начальства и черного Духовенства совсем не существовало во время жития
святых Апостолов. Святой Василий Великий первый завел в 4-м столетии Монашество
и предопределил ему жить в отдаленности от света никогда никакими общественными
Делами не заниматься и всю жизнь проводить в одних молитвах отвергая всякую
вещь могущую льстить самолюбию и служить поводом к возбуждению светских мыслей
и желаний.
По сему Черное Духовенство никакие бы не
должно занимать должности по Духовному Управлению исключая одних Монастырей и
должно бы совершенно уступить белому Духовенству все Управляющие 3вания
Священноначальства; Но принимая в соображение что внезапное удаление Черного
Духовенства от Духовных Правлений лишило бы Церковь многих самих Достойнейших
Мужей постановляются следующие правила коих обязывается Временное Верховное
Правление в Действие привезти:
1. Все
особы ныне к Черному Духовенству принадлежащие не только остаются при своих
званиях и Должностях но могут еще возвышаться и все Степени Священноначальства
по прежнему проходить.
2. Все
Миряне и Духовные которые в Монашество поступят после обнародования сего
постановления не будут уже ни в какое Управляющее Звание назначаемы и всю жизнь
свою оставаться будут в своих Монастырях.
3. Все
Особы Белого Духовенства могут от ныне и впредь замещать все без изъятия
Должности и Звания по Духовному Правлению на том основании как сие Правление
устроено будет; о чем в главе о Министерстве Духовных Дел обстоятельно
изображено и
4. Ежели
Святейший Правительствующий Синод за благорассудит теперешнему Черному
Духовенству дозволить переход в белое Духовенство вообще или частно то
Временное Верховное Правление Обязывается тому не противиться, а ровно и не
принуждать впредь вдовцов из белого Духовенства ко вступлениюв Монашество.
3. Люди
поступающие в Монашеское Звание отрекаются при вступлении в оное от сего
бренного Света и клятву произносят в посвящении остальных Дней своих одному
только благочестивому молению Всевышняго и умерщвлению плоти; а посему и должен
образ их жизни смиренностью и чистотой своей соответствовать в полной мере
высокому их предопределению. Взирая же на теперешнее житие Монахов оказывается
что не везде сии правила с надлежащей точностью исполняются, а посему и
возлагается обязанность на Временное Верховное Правление старательное обратить
внимание на сей предмет и с духовными отцами сердечно об оном пересоветоваться
дабы глубокомысленно пересмотреть теперешнее положение Монашеского чина и на
меру положить каким образом утвердить оный на пути угодном в своих Действиях
Богу и святым отцам Православные Церкви, искореняя непременно разврат и
Злоупотребления. С сею целью постановить надлежит между прочим следующие
правила основанные на Древних велениях и Законах Церковных Отцов:
1. От
ныне впредь никто не может в монахи поступить прежде 60-го году от рождения
2. В
Бельцы никто не может поступить прежде 40-го года от рождения.
3. Лучшее
испытание для Бельцов составляют Мисионерства.
4. Первой
и второй Пункт относится как до Мужчин так и до женщин.
4. -
Поелику Коренным Правилам постановлено что от ныне впредь никто не может в России
духовные обязанности исполнять и Духовные Звания носить как только одни
Российские Граждане в каком бы то ни было Исповедании или Вере ибо Духовенство
признано частью Правительства а в службе Государственной могут находиться одни
только Российские Граждане то и утверждается Постановление что если Духовенство
какого-нибудь иноземного Исповедания признает или признавать будет над собою
Начальство состоящее вне России, то должно оно или Россию невозвратно оставить
или от своего Начальства отказаться и всякие с ним связи и Сношения совершенно
на всегда прекратить: ибо Россия никакого не должна признавать Внешнего
влияния; а тем еще менее внешнего Начальства над своими Гражданами в каком бы
то ни было отношении. По сему случаю разрешается Временное Верховное Правление
нужные сделать и согласить Конкордаты и потом их в Действие привезти. Что же
касается до Монашеских Чинов иноземных исповеданий то им не дозволяется
пребывание в России ибо все сии ордены противны Духу Православной Веры и потому
не могут в России быть терпимы.
5.
Никакое звание не требует столь сильных Добродетелей как Духовное,
долженствующее словом и Делом наставлять мирян в сей жизни и приуготовлять к
будущей. Сверх того требует оно и больших. познаний; а по сему и должно
всевозможное Старание быть приложено для доставления желающим вступить в
Духовенство Воспитания и Учености соразмерных с высокою важностью сего Чина. На
сей Конец должны с особенною разсмотрительностью быть правила постановлены для
приуготовления к Духовному Сану; а равно и для вступления в оный. - Духовные
Училища должны с отличнейшею бдительностью быть устроены при Университетах
особыми Богословскими Лицеями в коих кроме иных наук надлежит непременно
медицину преподавать дабы особенно Сельские священники могли больных пользовать
соединяя таким образом врачевание нравственное с врачеванием Телесным. - Что же
касается до вступления в Духовную Службу, то каждый Россиянин может оную
проходить на основании Церковных Законов лишь бы мог выдержать Лицейный
Екзамен. На том же основании и Лицейные Ученики вступать должны в Духовную
Службу. Если же кто из Духовных Чинов пожелает оставить сие звание то может от
оного быть уволен после чего поступает в число прочих Частных Людей не
находящихся в Службе.
6. -
Наконец Обращая взоры на положение в коем находится ныне Российское Духовенство
оказывается что сие положение горько и жалостно - оно едва имеет ныне Насущный
хлеб а в Старости остается без всякого должного призрения и хотя Духовенство
конечно не должно о богатствах помышлять и в тяжкой скудости не должно
переставать являть примеры строжайшей Добродетели и единственным своим занятием
полагать Возвание к ВсеВышнему теплых и благочестивых своих молитв о спасении
Душ наших, однако же чем чистосердечнее оно исполняетъ сии Добродетели, тем более
должны и мы думать о Доставлении Ему жизни покойной и бессуетной. А по сему и
обязывается Временное Верховное Правление все Средства употребить для
доставления почтенному Российскому Духовенству совершенно Приличного Содержания
соответствующого важности его 3анятий и в полной мере его обеспечивающего в
способах покойной жизни. Особенно же надлежит всемерно улучшить Состояние
Приходских Священников дабы они не были принуждены сами заниматься Земледелием
и беспокоиться о своем пропитаннии; и могли бы посвящать все свое время на
усердное исполнение многозначительных своих обязанностей, доставляя вместе с
тем и семействам своим приличное и достаточное содержание.
|