Страница 2 из 22
§4.
Взаимные отношения Правительства и Народа.
Правительство имееет обязанность распоряжать
общим действием и избирать лутчия средства для доставления в Государстве
благоденствия всем и каждому; А по сему имеет оно Право требовать от Народа
чтобы оный ему повиновался. Народ же имеет обязанность Правительству
повиноваться; но за то имеет право требовать от правительства чтобы оно
непременно стремилося кобщественному и частному благоденствие и только бы то
повелевало что истинно к сей цели ведет и без чего не могла бы оная быть
достигнута. На сем единственно равновесии взаимных обязанностей и взаимных Прав
может существование какого бы то ни было Государства быть основано; а по сему и
переходит Государство при потере сего равновесия из природного и здорового
своего Положения в состояние Насильственное и Болезненное. Установление сего
Равновесия на твердых основах есть Главная цель сея Русской Правды и коренная
обязанность каждого Законодателя.
§5.
Каждое Право основано быть должно на предшествующей обязанности.
Об обязанностях было упомянуто здесь прежде
нежели о правах потому что право есть одно только последствие обязанности, и
существовать иначе не может как основываясь на обязанности ему
предшествовавшей. Первоначальная обязанность Человека, которая всем прочим
обязанностям служит источником и порождением состоит в сохранении своего бытия.
Кроме естественного разума сие доказывается и словами Евангельскими,
заключающими весь закон Христианский: люби Бога, и люби ближнего, как самого
себя, словами вмещающими и любовь к самому себе, как необходимое условие
природы человеческой, закон Естественный, следственно, обязанность нашу. От сей
обязанности происходить право пользоваться для пищи плодами и прочими
произведениями природы. Человек имеет сие последнее право только потому что он
обязан сохранять свое Бытие. Точно так и во всяком случае может право, какое бы
оно ни было только тогда существовать и признаваемо быть Действительным, когда
оно бывает необходимо для выполнения той обязанности, которая оному праву
предшествует, и на которой оно опирается или основывается. Право же без
предварительной обязанности есть ничто, не значить ничего и признаваемо быть
должно одним только Насилием или 3ловластием.
§6.
Основные Понятия о Государственном благоденствии и сопряженных с ним
обязанностях.
Главное Дело в Государстве есть посему
Понятие об обязанностях из коих каждая имеет соответствующее ей право.
Обязанности в Государстве истекают из цели Государства. Цель же
Государственного Устройства должна быть Возможное благоденствие Всех и Каждого.
А посему все ведущее к благоденствию есть обязанность. Но поелику понятия о
благоденствии бывают весьма различны и разнообразны, то и нужно сему положить
некоторые основные или коренные правила. Обязанности на человека от Бога
посредством Веры наложенные суть первейшие и непременнейшие. Они связывают
духовный Мир с Естественным, жизнь бренную со жизнию Вечною; и потому все
Постановления Государственные должны быть в связи и Согласии с обязанностями
человека в отношении к Вере и Всевышнему Создателю Миров. Сей первой род обязанностей
касается мира Духовного. Они нам известны из Священного Писания. Второй род
обязанностей касается мира Естественного. Они нам известны из законов природы и
нужд Естественных. Бог творец Вселенные есть и творец законов природы, нужд
естественных. Сии Законы глубоко впечатлены в сердцах наших. Каждый человек им
подвластен, никто не в силах их низвергнуть и потому Постановления
Государственные должны быть в таком же Согласии с неизменными Законами природы
как и со святыми Законами Веры. Наконец Третий Род обязанностей порождается
составлением Гражданских обществ или Государств. Первое правило в сем деле
состоит в том что всякое стремление в Государстве к доставлению оному
благоденствия должно быть согласно с Законами Духовными и законами Естественными.
Второе правило: что все Государственные постановления должны стремиться
единственно к благоденствию Гражданского общества: при чем всякое Действие сему
благоденствию противное или ему вредящее признаваемо быть должно преступлением.
Третье правило: что благоденствие общественное должно щитаться важнее
благоденствия частного и ежели оные находятся в противоборстве, то первое
должно получать перевес. Четвертое правило: что благоденствием общественным
признаваемо быть должно благоденствие совокупности Народа; из чего следуетъ что
истинная цель Государственного Устройства должна непременно быть: Возможно
Большее благоденствие многочисленнейшего числа Людей в Государстве; почему и
должны всегда Выгоды части или одного Нераздельного уступать Выгодам целого: признавая
целым Совокупность или Массу Народа. Пятое наконец правило состоит в том что
частный Человек, делая усилия к доставлению себе благоденствия не должен
выступать из круга своего Действия и входить в круг Действия другого; то есть
что благоденствие одного человека не должно наносить вреда а тем еще менее
гибели другому. Коль скоро все Деяния как Правительства так и частных Людей на
сих правилах основаны будут то Государство несомненно пользоваться будет
Возможным благоденствием. Все же Законы и Постановления Государственные должны
непременно с сими правилами в полной мере совершенно согласоваться.
|