Страница 3 из 4
13. Хотя
выше сего о приходе и выходе учеником часы каждодневные показаны, но из оного
выключаются все праздники и торжества... Сверх же того, всякую суботу и среду,
когда в седмице в учебные дни праздника не прилучится, после обеда не учить;
ежели же в понедельник или другой учебный день праздник случится, то в среду и
суботу по полудни учить... На дом ни для каких домовых праздников, яко имянин и
пр., не увольнять, но отправлять им во дни недельные. И ежели которой ученик в
урошное время не придет и прогуляет час или боле, такого наказывать, кроме
битья, по вышепоказанному в 6-м пункте; если же которой прогуляет без
надлежасчей причины целой день, то оного наказать на теле; а буде которой более
одного дня прогуляет, то у получаюсчих жалова-нье вычесть втрое, по чему на
учебный день приходит, и сверх того донести управителю, которой помогаюсчего
родителя или содержателя равномерно накажет; а которые школьники не получают,
то с тех родителей доправить против равных ему получаюсчих учеников, и сии
деньги, записывая особно, употреблять на школьной расход со определенными на
оную, и для того о всех прогулах в месечных ведомостях учителем писать имянно.
14. К
научению грамоты и ко благонравию предпочтение подает немалую пользу. Того ради
весьма нуждно различать, чтоб высший в науке высшее и место имел и всегда у
нижайшаго правую руку брал, несмотря его рода, ни возраста. Исче преимусчество;
каждый в своей школе, в которой он другаго превосходить имеет, яко ежели Симен
пред Маркою в руской школе - он и первенствует, а когда Марко в другой науке,
яко геометрии или знаменовании и пр., превосходит, то во оной школе паки Марко
преимусчество имеет. Не в школе же должны все ло классам друг друга почитать, и
ежели из разных школ в равных классах вместе будут, то латинские пред немецкими
и немецкие пред рускими да первенствуют.
15. Для
лучшего обучения, когда в церкви служба божия бывает, каждодневно посылать в
церковь по очереди по 2 или по 3 ученика, чтоб оные, как благовестить станут,
не медля шли читать, что им от попа поведено будет; тако ж им и на крыласе петь
как в обедню, так заутреню и вечерню. А ежели которой прогуляет, то их
наказывать учителю. Во дни же праздничные должен всякой учитель всех своих
учеников во время благовеста, собрав, отвести в церковь и поставить порядочно
подле крыласов, малых впереди, а больших позади, сам же над ними надзирать,
чтоб кротко и чинно стояли. А которые петь учатся, тех должен учитель пения на
крылосы для пения поставить и смотреть, чтоб согласно и гладко пели, а
чрезвычайно не крычади.
16.
Принуждать учителям учеников своих к чистоте, дабы никто не умывшияся и не
часавшиеся или с необрезанными нохтями в школу не явился.
17. Ни
которому учителю позволено без ведома начальствуюсчаго своего вновь учеников не
принимать и принятых отпускать, ниже от учеников сверх своего жалованья
что-либо не требовать и принимать.
18.
Учителем смотреть, чтоб родители, сродники и те, у которых они стоят, их
домашних работ работать ае заставляли, например дрова рубить и пр. тому
подобное, понеже тем не токмо они в науке напрасно время потеряют, но от оной
тяжелой работы руки портят и чисто писать делаются не способны, паче же от того
в науке немалое продолжение чинится, что сии данные им уроки от сего
помешательства не могут вытвердить, а учитель должен будет отвечать, что они
долго в школе учатся.
19.
Должен он все непристойные игры ученическия пресечь И отрешить, наипаче же
которые и не вредны, яко играть сукою, городки, мясом, бабки - от того будет
рука трястися, а особливо в кулачки, от того может потерять глаз, яко карты и
протчие игры, но чрез частое увесчание свое во учтимость их приводить.
20. Учеников
надлежит обучать честно говорить, кланяться; старейших почитать словом и
местом, не токмо во училисче, но и в домах. Тако же учеником пред протчими
детьми, которые не учатся, почтение должно отдано быть, не взирая на чин отца
его и лета. Но когда кто во училисча придет человек знатной для дела или
присмотру их науки, тогда учеником надлежит встать от своих мест, обратя лицо
на приходясчую персону, и по достоинству человека отдать поклон; ежели же он о
чем спросит, дать отповедь кратко с почтением, а в лишней разговор и спор не
вступать.
21. В
содержании учеников учители должны со младенцами не слабо и не жестоко
поступать, прилежно и внятно не токмо наукам, ремеслам принадлежасчим, но и
страху божию и благочестному житию поучать, с ними ласково поступать и более
любовию, нежели страхом обходиться, и для того не токмо в школах, но и в
гуляний за ними надзирали. А понеже ложь во младенцах и кража суть такие
злодеяния, чрез которые, ежели во младости воздержаны не будут, то в возрасте
от обычая вкоренившияся всякое благонравное наставление изгоняют и благополучия
лишают, того ради, онаго накрепко за учениками смотреть и по обличении, не
упусчая ни малейшего, наказывать; если же к тому злодеянию от родителей повод
или причина дастся, то немедленно доносить командиру, которой родителей и
содержателей накажет; если же учитель презрит, то сам, яко потакаюсчий,
постраждет.
|