ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Документы по истории России XVIII в. arrow Татищев В.Н. Инструкция о порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах (1736 г.)
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Татищев В.Н. Инструкция о порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах (1736 г.)
Список статей
Татищев В.Н. Инструкция о порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах (1736 г.)
Страница 2
Страница 3
Страница 4
 

13. Хотя выше сего о приходе и выходе учеником часы каждодневные показаны, но из оного выключаются все праздники и торжества... Сверх же того, всякую суботу и среду, когда в седмице в учебные дни праздника не прилучится, после обеда не учить; ежели же в понедельник или другой учебный день праздник случится, то в среду и суботу по полудни учить... На дом ни для каких домовых праздников, яко имянин и пр., не увольнять, но отправлять им во дни недельные. И ежели которой ученик в урошное время не придет и прогуляет час или боле, такого наказывать, кроме битья, по вышепоказанному в 6-м пункте; если же которой прогуляет без надлежасчей причины целой день, то оного наказать на теле; а буде которой более одного дня прогуляет, то у получаюсчих жалова-нье вычесть втрое, по чему на учебный день приходит, и сверх того донести управителю, которой помогаюсчего родителя или содержателя равномерно накажет; а которые школьники не получают, то с тех родителей доправить против равных ему получаюсчих учеников, и сии деньги, записывая особно, употреблять на школьной расход со определенными на оную, и для того о всех прогулах в месечных ведомостях учителем писать имянно.

14. К научению грамоты и ко благонравию предпочтение подает немалую пользу. Того ради весьма нуждно различать, чтоб высший в науке высшее и место имел и всегда у нижайшаго правую руку брал, несмотря его рода, ни возраста. Исче преимусчество; каждый в своей школе, в которой он другаго превосходить имеет, яко ежели Симен пред Маркою в руской школе - он и первенствует, а когда Марко в другой науке, яко геометрии или знаменовании и пр., превосходит, то во оной школе паки Марко преимусчество имеет. Не в школе же должны все ло классам друг друга почитать, и ежели из разных школ в равных классах вместе будут, то латинские пред немецкими и немецкие пред рускими да первенствуют.

15. Для лучшего обучения, когда в церкви служба божия бывает, каждодневно посылать в церковь по очереди по 2 или по 3 ученика, чтоб оные, как благовестить станут, не медля шли читать, что им от попа поведено будет; тако ж им и на крыласе петь как в обедню, так заутреню и вечерню. А ежели которой прогуляет, то их наказывать учителю. Во дни же праздничные должен всякой учитель всех своих учеников во время благовеста, собрав, отвести в церковь и поставить порядочно подле крыласов, малых впереди, а больших позади, сам же над ними надзирать, чтоб кротко и чинно стояли. А которые петь учатся, тех должен учитель пения на крылосы для пения поставить и смотреть, чтоб согласно и гладко пели, а чрезвычайно не крычади.

16. Принуждать учителям учеников своих к чистоте, дабы никто не умывшияся и не часавшиеся или с необрезанными нохтями в школу не явился.

17. Ни которому учителю позволено без ведома начальствуюсчаго своего вновь учеников не принимать и принятых отпускать, ниже от учеников сверх своего жалованья что-либо не требовать и принимать.

18. Учителем смотреть, чтоб родители, сродники и те, у которых они стоят, их домашних работ работать ае заставляли, например дрова рубить и пр. тому подобное, понеже тем не токмо они в науке напрасно время потеряют, но от оной тяжелой работы руки портят и чисто писать делаются не способны, паче же от того в науке немалое продолжение чинится, что сии данные им уроки от сего помешательства не могут вытвердить, а учитель должен будет отвечать, что они долго в школе учатся.

19. Должен он все непристойные игры ученическия пресечь И отрешить, наипаче же которые и не вредны, яко играть сукою, городки, мясом, бабки - от того будет рука трястися, а особливо в кулачки, от того может потерять глаз, яко карты и протчие игры, но чрез частое увесчание свое во учтимость их приводить.

20. Учеников надлежит обучать честно говорить, кланяться; старейших почитать словом и местом, не токмо во училисче, но и в домах. Тако же учеником пред протчими детьми, которые не учатся, почтение должно отдано быть, не взирая на чин отца его и лета. Но когда кто во училисча придет человек знатной для дела или присмотру их науки, тогда учеником надлежит встать от своих мест, обратя лицо на приходясчую персону, и по достоинству человека отдать поклон; ежели же он о чем спросит, дать отповедь кратко с почтением, а в лишней разговор и спор не вступать.

21. В содержании учеников учители должны со младенцами не слабо и не жестоко поступать, прилежно и внятно не токмо наукам, ремеслам принадлежасчим, но и страху божию и благочестному житию поучать, с ними ласково поступать и более любовию, нежели страхом обходиться, и для того не токмо в школах, но и в гуляний за ними надзирали. А понеже ложь во младенцах и кража суть такие злодеяния, чрез которые, ежели во младости воздержаны не будут, то в возрасте от обычая вкоренившияся всякое благонравное наставление изгоняют и благополучия лишают, того ради, онаго накрепко за учениками смотреть и по обличении, не упусчая ни малейшего, наказывать; если же к тому злодеянию от родителей повод или причина дастся, то немедленно доносить командиру, которой родителей и содержателей накажет; если же учитель презрит, то сам, яко потакаюсчий, постраждет.



 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.026148 с. Яндекс.Метрика