ИСТОРИЯ РОССИИ
Мультимедиа-учебник
Главная Новости О нас Статьи Форум Анекдоты
Russian History  
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Документы по истории России XVIII в. arrow Татищев В.Н. Инструкция о порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах (1736 г.)
 
История России: XX век
Пользователь

Пароль

Запомнить меня
    Забыли пароль?
История России: XIX век

Rambler's Top100

Татищев В.Н. Инструкция о порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах (1736 г.)
Список статей
Татищев В.Н. Инструкция о порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах (1736 г.)
Страница 2
Страница 3
Страница 4
 

7. Хотя до сего времени неискуством учителей в обычай введено младенцев обучать азбуке, потом часовник, псалтирь, некоторые же Апостол и все оное наизусть, а потом писать, которым многих лет до пяти удерживали. И хотя оные книги наизусть читать могли, но силы слов не разумели, писать правильно и порядочно ничего не умели. И для того ныне оной порядок отставить, а учинить тако. Как скоро младенец азбуку выучит, то ученику начать для читания и показания склада учить книжицу, сочиненную преосвяченным архиереем новогородским Феофаном Прокоповичем, имянуемую «Первое учение отроком», и «Зерцало человеческого жития», сочиненную его превосходительством графом Брюсом; которыми при читании купно знанию закона божия и честного жития обучаться будет. Но и при том, когда младенец каков-либо стих выучит, должен его учитель спрашивать, преж читая ему, знает ли он силу того, что учил, чтоб простым наречием и хотя непредписанным порятком пересказал. Но при том учителем смотреть, чтобы ученики читая не кричали, но каждый тихо про себя, чтоб другому в разумении, а учителю в прослушивании не мешали.

8. Как скоро объявленные книжицы ученик складывать станет, тогда немедленно начать ему и писать буквы по черной деревянной доске... мелом, которой во всех школах иметь казенной. Оные буквы писать крупно, чисто и хотя разными, но употребляемыми почерки. И для того письма уделять им после обеда час из вышеобъявленного времяни.

А когда внятно читать и все буквы хорошо писать будет, тогда начать ему склады писать и сусче ис тех же, или для того нарочно сочиненных, книжек, тогда все время после обеда оставить к писанию, токмо следуюсчее накрепко хранить; 1) чтоб в письме странных букв и много на верху строки, а особливо целого слогу не писали; 2) чтоб одну букву з другою не мешали. И для того учителем граматику и при сем приобсченныя правила прилежно читать, разуметь и хранить; 3) в начале всякого писания класть большую букву, потом також во всяком стихе начальную нечто побольше рядовых, а протчие все равны; 4) привыкать речь разделять точками, где дух переводить, запятыми, чтобы читаюсчему враззумительно было; 5) строки вести прямо и междо строк оставливать равно, в котором не малая письму краса есть, паки от младенчества правильно и порядочно писать и писанное читать привыкнуть. И для оных же слогов давать каждому ученику бумаги казенной по 6 листов и смотреть, чтоб оное как для себя, так для других впредь хранили, а сверх того могут, от Канцелярии черные бумаги брав, обучаться, токмо им бездельных сказок и врак писать отнюдь не допусчать. Сверх же того могут от Канцелярии данные указы или дела набело переписывать.

9. Когда ученик довольно в писании основание положит, тогда начать ему писать и цыфирь, а по выписании оной час пред полуднем и час по полудни ходить в аривметическую школу... По научении же тройных правил начинать геометрии. Для которого каждому ученику в школе давать инструменты казенные и бумаги 12 листов, на которой должен все ученое в аривметике и геометрии записывать и хранить... А понеже арифметики и геометрии учители за недостатком есче не на все заводы определены, того ради оное положить на надзирателей работ тех заводов.

10. Понеже при заводах обучаюсчимся для собственной своей пользы, чтоб в чины правления происходить и для пользы заводов, чтоб искуством надлежасчую услугу показывать и вновь пользы изобретая приносить могли, нуждно разным необходимым к тому искуствам и ремеслам обучаться, яко: 1) и главнейшее есть, руды по их внешнему виду познавать и внутреннее содержание испытывать или пробовать и уведывать; 2) подобное сему механика, то есть хитродвижность, чрез которую научиться силу машин вычитать, оные вновь сочинять и с пользою в действо приводить; 3) архитектура или учение строений, чрез что искуство приобретет, как всякое строение покойно и с пристойною вида красотою отделать; 4) наука знаменования и живописи, к той же архитектуре и протчим наукам и ремеслам в помочь весьма полезна, понеже оная всех природных весчей сусчую подобномерность в членах разуметь и паче свет и день различать поучает. И сии все от нижнего ремесленника и до вышнего начальника каждому полезны и нуждны. Протчия же особливо ремесленникам нуждны, яко: 5) каменья резать и грани, ибо, добывая руды, достают различныя каменья, которые иногда многократно дороже стоят, нежели руды 1000 пуд, но за незнанием бросают; 6) токарное ремесло, как собственно каждому, так наипаче при заводах нуждно и полезно; 7) столярное, 8) пояльное; механикам и другим многим мастерам нуждны, и если б кто сам работать не хотел, чрез оное удобнее о деле или сочинении росказать и ремесленника научить может. И для того, при всех заводах, где искусные учители или такие ремесленники есть, всем, розделя время, по одному часу хотя и всякой день с переменами обучать, так, чтоб некоторые приходили в ту или другую науку до полудни, а другие после полудни, дабы учители в наставлении могли исправляться и ученики за множеством напрасно не гуляли; но чтоб всякой учитель знал, в которой день и час кто у него обучаться имеет, должен главной той школы начальник роздать всем оным росписи... И тако ученики всех оных по малу обучиться могут. А когда кто к чему большую охоту и способность явит, тогда ему к той науке более времени допустить, а в другом убавить или весьма отставить. И для того инструменты и потребные материалы неоскудно заготовлять и в готовности иметь казенное. Однако ж того смотреть, чтобы оные что-нибудь к заводам или на продажу годное делали, чтоб употребленные припасы напрасно не пропали.

12. Управительские, подьяческие и церковничьи дети, как скоро по-русски научатся чисто писать и читать, тогда об них присылать ведомости и их самих к главному межевечику для определения в немецкую, а церковничьих в латинскую школы, И оных более осми лет возраста их нигде не держать, по понеже церковничьим детем не столько нуждно вышеобъявленные ремесла, того ради их некоторым... весьма не учить... но вместо того учить пению по нотам, дабы в церкви искусными певцы быть могли.



 
Copyright © 2005-2017 Clio Soft. All rights reserved. E-mail: clio@mail.ru T= 0.011285 с. Яндекс.Метрика