Страница 1 из 4
1.
Учитель есть человек, которой детей читать и писать или иным каким наукам и
познанию полезных правил и жизни человеческой обучает. И для того он, яко отец
им обсчий вместо многих родителей. Он должен по совести не токмо в их
предприатом учении, но во всех делах, обхождениях и поступках твердое и
прилежное надзирание и попечение иметь, как отец о сусчих детех. И им без
лености и продолжения все ясно и внятно добрым порятком и наставлением
показывать. Но как известно, что младенцы образы жития старших над собою от
видения приемлют и по тому прилежно следуют, того ради должен учитель быть
благоразумен, кроток, трезв, не пианица, не зершик, не блудник, не крадлив, не
лжив, от всякого зла и неприличных, паче же младенцем соблазненных поступков,
отдален, чтоб своим добрым и честным житием был им образец, ибо в противном
случае как пред божиим, так е. в. судом ответственность за всякое преступление
и соблазн должен.
2.
Учители должны каждодневно в школу приходить прежде прихода учеников; и если
где учитель не один, то наипаче молочшей повинен то чинить, дабы столы и
скамьи, осмотря, в порядок поставить, школа чтоб чиста, а зимою тепла, чада и
смрада чтоб никакого не было, и ежели что не исправно, то исправить, книги
учебные, которые в шкалах хранятся, по местам разложить и все к приходу их
изготовить. Если же которой учитель то презрит, то за едино умедление жалованья
за неделю лишен будет.
3.
Ученикам собираться в школы летом, апреля с 1-го сентября по 1-му, поутру точно
6, после обеда 2, выходить до полудни 10, в вечеру 6 часов; зимою, т. е.
октября с 1-го марта по 1-е число, приходить по утру 8, после обеда 12,
выходить по утру 11, в вечеру 3, весною и в осень, т.е. в сентябре и марте, до
обеда 4, после обеда 3 часа учиться. Но сие разумеется о младенцах не меньше
семи лет, которые же меньше семи лет, тем убавить как пред полуднем, так и по
полудни полчаса и более, смотря по состоянию каждаго. Самые же малые лет пяти и
до шести не имеют долее сидеть как 2 часа споряд, дабы вдруг сидением не
отяготить и науки им не омерзить, некогда же и междо учением может учитель на
полчаса младенцем допустить погулять.
4. По
собрании учеников в школу должен каждой учитель всех своих учеников, по росписи
пересмотра, посадить и прочитать им гласно и внятно одно зачало из Новаго
завета, положенного на тот день, а имянно: поутру из Евангелиа, по обеде из
Апостола и потом предписанную молитву, а в среду же и суботу часть ис
катехизиса... чтоб всякой мог слышать и розуметь, и потом начинать учение. Пред
отпуском же каждодневно всем ученикам за учителем говорить «Отче наш».
5. В
учении младенцем должен учитель начинаюсчим азбуку каждому сам начинать, и
когда ему несколько раз буквы покажет, тогда посадить его подле такого, которой
уже основательно знает, и приказать, чтоб оной за ним надсматривал и как к
показанию, так изречению букв поправлял, а за тем учителю почасту самому
надзирать и поправлять, однако ж без всякой злобы и свирепости, но ласкою и с
любовию показуя себя как словами, так и поступками любительно и весело. И когда
будет чисто слова выговаривать и их познавать, тогда го похвалять и скорым
науки окончанием обнадеживать. И потом же, как многие буквы познает и
складывать начнет, тогда учитель может одному из учеников приказать, чтоб
начинал, дабы ему к надзиранию других и прослушиванию уроков времени не
оскудевало.
6. Чтоб
ученики охотнее и скорее обучались и меньше принуждения и надзирания требовали,
давать им мерные уроки, и как скоро которой урок свой выучит, так скоро его с
похвалою из школы выпустить, чрез что и ленивым подается лучшая охота. Для
корораго сперва давать уроки малые, и когда способность в котором усмотрит, то
по малу может учитель прибавливать, а ленивых наказывать, однакож не столько
битьем, как другими обстоятельствы, а наипаче чтоб более стыдом, нежели
скорбию, яко стоя у дверей, привязану к скамье и на земли сидя кому учиться,
или неколико часов излишнее пред другими в школе удержать. И если такие
наказания жестокосердому недостаточны, тогда биением по рукам или лехкою плетью
по спине, токмо того весьма храниться, чтоб часто не бить, ибо тем более побои
в уничтожение и ученики в бестрашие приводятся. В голову же и по счеке учеников
отнюдь не бить.
|